Из наших предыдущих рассуждений уже можно сделать вывод, что
зрелая вера далека от фанатизма. Фанатизм более враждебен вере, чем скептицизм. Нет такой возвышенной идеи, которую фанатик не мог
бы опошлить, исказить и превратить в полную противоположность.
Фанатик всегда выступает в роли борца за идею, за светлое будущее
и за всеобщее благо. Но пусть эта риторика не обманывает нас -
ради "благородной" цели он готов беззастенчиво вторгаться в
чужую жизнь. А в некоторых случаях - и жертвовать ей. Ради
воображаемой любви ко всему человечеству, он проявляет
удивительную нечувствительность к конкретному человеку с его
заботами и внутренними запросами.
Фанатик живет в непрестанном напряжении. Он подгоняет и
подхлестывает себя: "Настал решающий час", "время
не ждет", "промедление смерти подобно", и так далее. Такой
образ жизни быстро приводит его к душевному выгоранию -
или же к необходимости постоянно подпитываться энергией
других людей.
Фанатик склонен к насилию - не только физическому, но
и психологическому. Он глубоко убежден в том, что Бог
благословляет "оружие" в его руках. Кто-то может устраивать
погромы, бить "нечестивцев" и "еретиков". Кто-то может публично
сжигать "богопротивные книги". Кто-то может просто молиться,
чтобы Бог покарал его врагов. Кто-то может упорно навязывать
свою проповедь людям, которые не желают ее слушать. Во всех
этих случаях мы имеем дело с проявлениями одного и того же
духа - агрессии и нетерпимости.
Фанатик готов обличать своих же соратников за "недостаточное
рвение" и "несознательность", стремясь сделать из них таких
же фанатиков. Запугивания и обвинения - его излюбленная
тактика. Возникает естественный вопрос: почему его слушают?
Причина, видимо, в психологической склонности некоторых
людей к садомазохизму. Если их ругать и поносить - они
не уйдут, а скажут: "Спасибо, вы открыли мне глаза". И в
следующий раз придут за новой порцией оскорблений.
Откуда происходит фанатизм? Приходится слышать, что он
свойствен всем неофитам - а также объясняется
индивидуальными особенностями личности. У меня нет четкого
ответа на этот вопрос. Но я уверен, что каждому человеку -
какой бы ни была его вера - важно следить за тем, чтобы она
не перерастала в фанатизм и экстремизм.
Фанатизм калечит душу. Несмотря на внешние достижения и
перемены, он отбрасывает развитие человека далеко назад.
Фанатик может мнить себя просветленным и преображенным -
но, в сущности, он сейчас намного хуже, чем до встречи
со своей излюбленной идеей. Фанатичный верующий нередко
бесчеловечнее, чем он был до обретения веры.
Как нам оградить себя от фанатизма?
Прежде всего, заниматься самими собой, а не "спасением мира".
Этот совет может показаться эгоистичным - но в нем сокрыта
глубокая правда. Чтобы положительно влиять на мир, не нужно
кричать об истине на всех углах. Просто размышляя об истине,
мы уже создаем положительную ментальную атмосферу, способную
влиять на окружение.
Нам важно развивать в себе глубокое спокойствие, проистекающее
из доверия к жизни - и доверия к себе. Нам некуда спешить,
сломя голову, - вопреки буйным фантазиям некоторых верующих,
мир не гибнет. Мир вовсе не охвачен огнем.
"Остановитесь и поразмыслите", "остановитесь и познайте", -
так призывает Библия. Современное общество часто воспринимает
человека как машину, ценность которой полностью зависит
от ее функциональности. Некоторые религиозные группы также
воспринимают человека как машину. Но это - не проблема, до тех
пор пока мы сами не начинаем воспринимать себя как
механизм. Остановиться - это значит задуматься о том, кем
мы в действительности являемся. Остановиться - это
значит соприкоснуться с сокровенной основой нашей личности
и перестать играть навязанную нам роль.
Мы должны уважать чувства окружающих - и их свободу
самостоятельно искать свой путь в жизни. Каждый человек
ведет свой собственный диалог с Реальностью. Возможно, он
во многом заблуждается - но мы не откроем ему глаза до тех пор,
пока он не созреет для внутренних перемен. "Когда ученик
готов, приходит учитель. Когда учитель готов, приводит
ученик". Навязчивость провоцирует сопротивление и дисгармонию
во взаимоотношениях, в то время как любовь оставляет двери
общения открытыми.