За движением к свободе всегда стоит импульс Духа. Импульс -
это слово, которое лучше всего передает характер духовного
воздействия. Было бы неправильно представлять Дух как
нечто бесформенное и неподвижное. Дух есть активное,
действующее начало.
"Бог производит в вас и хотение и действие по Своему
благоволению" (Филиппийцам 2:13), - утверждает апостол Павел.
Дух пробуждает в нашем сердце желания, и мы, следуя за ними,
формируем нашу жизнь. Но на импульсы Духа нужен свободный
и сознательный ответ. Бог не дергает человека за ниточки,
а предлагает выбор из широкого спектра возможностей.
Дух часто сравнивают с ветром. Хорошая иллюстрация жизни в
Духе - это парусный корабль. Ветер наполняет паруса и дает
кораблю энергию, но направление движения определяется не им,
а капитаном. Он может лавировать и изменять курс судна для того,
чтобы достичь желаемой цели. Капитан свободно сотрудничает
со стихией, делая свой собственный выбор.
Не удивительно, что некоторым каптанам удается использовать
силу ветра для того, чтобы идти против ветра.
Действие Духа в жизни людей не приводит их к однообразию и
похожести. Проявления Духа и его дары различны. Библия говорит
о Духе как о ветре, как об огне, как о воде, как о елее, как
о голубе, и так далее. Все эти символы указывают на
многостороннюю деятельность Духа. Разнообразие исходит из
единого Источника.
Соприкосновение с Духом не вызывает утрату идентичности. Напротив,
мы начинаем глубже осознавать и отчетливее проявлять ее во
всех сферах нашей жизни. Мы ни с кем не сравниваем себя и
никому не подражаем, а следуем своей неповторимой дорогой.
Чем опасно неверие в свободу? Человек всегда принимает
решения самостоятельно, но в большинстве случаев эти
решения неосознанные и непродуманные. Многие поступки
зависят от господствующей в его окружении ментальной
атмосферы. Сообразуясь с мнениям и ожиданиями общества,
своих родных и ближних, человек кроит свою жизнь по чужим
лекалам. Он вырабатывает определенные привычки мышления и
поведения, стереотипные реакции, которые кажутся наиболее
уместными. В качестве награды, он получает одобрение и
принятие коллектива, хорошую репутацию.
Возможно, в этом и нет ничего плохого - если не принимать во
внимание то, что такой человек практически не слышит голос
Духа, и его потенциал остается нереализованным. При отсутствии
роста, рано или поздно начинается деградация. Она может
проявляться в болезнях души и тела, неспособности справиться
с житейскими проблемами и переменами, безрадостности и унынии,
чувстве собственной ничтожности.
"Мы выражаем себя лишь наполовину и стыдимся той божественной
идеи, которая запечатлена во всяком из нас. Ее можно без
опасений принять как идею благотворную и сообразную, иначе
ее нельзя было бы доверить нам; однако трус не заслужил того,
чтобы Всевышний раскрыл в нем свои предначертания. Человеку
весело и легко на сердце, когда он вложил душу в работу и
сделал все, что мог; но если он поступил противоположным
образом, ему не найти покоя... Гений покидает его, и муза
остается к нему холодной; ни одной смелой мысли, никакой
надежды", - писал Эмерсон.
Его учение о "доверии себе", в сущности, не имеет ничего
общего с мелочным эгоизмом. Мы призваны доверять не
ограниченному "эго", а божественному началу, которое есть
наше подлинное "я". Божественная идея запечатлена в каждом
из нас, и она - благотворна и сообразна. Разговоры о
свободе, воспринимаемые на поверхностном уровне могут
приниматься за оправдание себялюбия и вседозволенности.
Но свобода в Духе есть свобода в Истине, и поэтому она
оказывается высшим проявлением любви.