Молитва "Отче наш" дошла до нас в двух вариантах - один приводится
в Евангелии от Матфея, другой в Евангелии от Луки. Интересно,
что версия Луки не содержит заключительной фразы: "Ибо Твое
есть Царство и сила и слава во веки. Аминь". Некоторые
исследователи предполагают, что она была добавлена позднее,
для использования этой молитвы торжественном богослужении.
Я склонен доверять этому мнению. Почему? Молитве "Отче наш"
свойственна простота и душевная теплота. Ей чужда помпезность
и нарочитость стиля.
Какие образы рождаются в нас, когда мы слышим о "Царстве, силе
и славе"? Если мы представляем Бога высоким и
превознесенным, бесконечно далеким от нас - мы не понимаем
подлинной природы Бога. Если мы представляем себя ничтожными
и беспомощными пред Божьим величием - мы не понимаем своей
подлинной природы. Иисус не подчеркивал отдаленность Бога от
человека - напротив, Он учил единению.
Мы можем прославлять Бога без униженности и раболепия, видя
Его непосредственно присутствующим с нами, в нас и во всем,
что нас окружает. Смысл прославления - это сосредоточенность на
Божьем присутствии. То, на что мы больше всего обращаем
внимание, становится для нас более реальным. Это - хорошо
известный психологический механизм.
Думайте день и ночь о своих проблемах - даже если они
являются тривиальными и просто надуманными - и они заполнят
все ваше сознание, разрастутся до непропорциональных размеров.
Без всяких на то оснований, вы ощутите себя совершенно
несчастными. Воистину, "у кого суп жидкий, а у кого бриллианты
мелкие".
Вот почему так важно видеть положительную, светлую сторону во
всем, что происходит. От нас требуется ментальная дисциплина,
но результаты стоят того. Ничто и никто не сделает счастливым
человека, которому недостает оптимизма и позитивного настроя.
Но самое важное - за всеми внешними проявлениями мы должны
видеть присутствие Бога, которое пропитывает и оживотворяет
собой все.
Прославление Бога - это не внешние действия, а внутренний
настрой на Божье присутствие. Его проявления могут быть
разнообразными. Иногда, ощущая Божье присутствие, мы ощущаем
экстаз, который выразил псалмопевец: "Возрадовалось сердце мое
и возвеселился язык мой... полнота радостей пред лицем
Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек". В других случаях,
мы можем сохранять спокойствие и уверенность посреди внешней
суеты. Порой, Божье присутствие проявляется в нас как поток
светлых идей.
Бог не прячется от людей за облаками, в далеких небесах, и
не требует, чтобы мы падали ниц перед Его величием. Бог живет
в людях и служит им. Бог действует через людей. Живя в мире,
мы служим миру в сотрудничестве с Его Духом. Мы едины.
Фраза о "Царстве, силе и славе" имеет отношение не только к
Богу, но и к нам. Поскольку мы - Божьи дети, Божья природа
есть одновременно наша природа. Наше подлинное "я"
является причастником Его Царства, силы и славы. Именно
поэтому мы можем жить в мире не как "твари дрожащие",
всякий час ожидающие возмездия за свои грехи, а уверенно
и с достоинством.
Его Царство есть наше Царство;
Его сила есть наша сила;
Его слава есть наша слава, во веки.
Воистину, это так!