Среди верующих принято молиться за своих ближних. Молитва
считается проявлением подлинной любви и заботы, нашим долгом
как по отношению к людям, так и по отношению к Богу. И, тем
не менее, я убежден, что в подобных молитвах необходимы
осторожность и деликатность - иначе они принесут больше
вреда, чем пользы.
Молитве за других должна предшествовать молитва за себя.
В первую очередь, нам необходимо познать свою подлинную природу.
Увидев себя во свете Истины, мы одновременно поймем, кем
являются другие – и сможем правильно выстроить наши отношения
с ними.
Молясь за себя, мы не стремимся кем-то стать. Напротив,
мы хотим осознать то, кем мы уже являемся - чтобы действовать,
исходя из этого осознания. Да, порой нам нужны перемены в
мышлении и поведении. Но осознание собственных недостатков
не должно превращаться в болезненное переживание собственной
слабости, зависимости и никчемности. Эти чувства - симптомы
невежества.
Мы можем молиться о себе, провозглашая: "Я един с Богом.
Я един с Божьей любовью. Я един с Божьей мудростью. Я един
с Божьей силой. Пусть эта Истина просветит мой разум -
и будет проявлена во всех моих мыслях, действиях и молитвах.
Пусть все ограничивающие стереотипы мышления и действия уйдут,
и Божий поток беспрепятственно изливается через меня".
Перефразируя Эмерсона, можно сказать, что наши молитвы
за окружающих должны быть созерцанием этих людей с возвышенной
точки наблюдения. Видя свое внутреннее сияние, мы в то же
самое время видим внутреннее сияние наших ближних. Мы
начинаем относиться к ним как к детям Божьим, полным силы
и славы - пусть даже не вполне осознающим это. Мы начинаем
молиться за них с верой и уважением.
Каждый человек из тех, за кого мы молимся, обладает могучим
творческим потенциалом. Он внутренне чист. Он внутренне
богат. Его сокровенная сущность - это целостность и красота.
В нем обитает Бог. Но всегда ли это отражается в наших
молитвах? К сожалению, нет.
Возможно, молясь за чужие "проблемы", мы берем на себя смелость
судить окружающих. Мы мысленно унижаем их, представляя глупыми
и немощными. Мы считаем себя вправе указывать, как эти люди
должны думать, верить и поступать. Мы высокомерно пытаемся
"наставить их на истинный путь" - не имея и отдаленного понятия
о тех процессах, которые происходят в душе наших ближних,
не имея веры в то, что они самостоятельно могут познать себя
и Бога, а также не уважая их свободу самоопределения.
Всякое вмешательство в жизнь другого человека, даже прикрытое
словами о "любви" и "сострадании", свидетельствует о неуважении
и неверии. Вмешательство, которое происходит в молитвах,
далеко не безвредно. В действительности, оно представляет
собой психическую манипуляцию, которая бьет как по человеку,
который молится, так и по тому, за кого молятся.
Просветленный человек выше любых манипуляций. Он не отдает
свою волю в подчинение другим - и не подчиняет никого своей
воле. Будучи внутренне свободен, он ценит свободу своих
ближних, даже если это подразумевает свободу спотыкаться,
падать и учиться на ошибках. Он прекрасно понимает, что
рабство невозможно оправдать заботой о благе человека.
Рабство унизительно для детей Божьих, которыми мы все
являемся.