На первый взгляд это может показаться парадоксальным:
мы призваны молиться, ожидая получить ответ - и, в то же
время, оставаясь ментально непривязанными к результатам
наших молитв.
"Почему Бог не отвечает на мои молитвы?" - спрашивают
некоторые верующие. Другие, считающие себя "подкованными"
в духовных вопросах, находят для этого множество объяснений.
Но прежде, чем погружаться в умствования, следовало бы осознать,
что сам вопрос о "молитвах без ответа" логически противоречив.
С равным успехом можно интересоваться тем, "почему снег такой
горячий", или "почему круг такой квадратный".
На каждую молитву без исключения приходит ответ - и этот ответ
заложен в самой природе молитвы. "Какою мерою мерите, такою
отмерено будет вам".
Если мы считаем, что молитва - это формальным образом
произнесенная словесная просьба, обращенная к Богу
"где-то там, наверху", тогда действительно может показаться,
что часто молитва остается без ответа. Но истинная молитва
включает в себя ряд других, не менее важных аспектов.
Молитва - это сосредоточенная мысль.
Молитва - это созерцание.
Молитва - это благодарение.
Молитва - это творческая работа.
Молитва - это процесс нашего внутреннего раскрытия, воздействующий
на наше окружение.
Переживать по поводу того, что несколько сказанных слов моментально
не исполнились - это значит отводить молитве роль волшебной палочки,
а Богу - роль мальчика на побегушках. Такой подход свидетельствует
либо либо о наивности, либо о невежестве.
Если нам кажется, что на молитвы нет ответа - возможно, для нас
будет важнее не сам ответ, а отказ от привычного взгляда на молитву.
Ответ приходит к нам как:
- награда за наши прошлые усилия;
- стимул к еще более высоким достижениям;
- урок, помогающий глубже понять себя и окружающий мир;
- инструмент, который мы можем использовать в дальнейшей работе.
Пусть не так, как порой нам этого хочется, но молитва
исполняется всегда. Со своей стороны, мы должны сделать
ее просветленной и всеобъемлющей. Когда в молитву вовлечены
все грани нашей личности, можно поручиться за то, что
мы останемся довольны результатом.
Молитва во многом похожа на работу земледельца, сажающего доброе
семя в хорошую почву. Именно так ее представлял Иисус:
"Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет,
не знает он,
ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос,
потом полное зерно в колосе".
Марка 4:26-28
Земледельца характеризует вера в естественные, природные процессы.
Вот почему после того, как семя брошено в землю, он "спит,
и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он".
То же самое применимо и к нам. Формирование нашего блага зависит
от тысяч и миллионов механизмов, о которых мы не имеем
ни малейшего понятия. Даже если бы мы понимали - мы все равно
не могли бы контролировать их. Вот почему в человеческом
стремлении "разложить все по полочкам" много бесполезной суеты
и мало настоящей просветленности. Хорошо знать, но намного
лучше доверять Богу даже в том, что мы не знаем.
"Земля сама собою производит". Все видимое коренится в невидимом,
в сфере универсальной субстанции. Субстанция - это плодородная
почва, и наша молитва представляет собой работу в сфере
невидимого, благодаря которой непроявленные идеи обретают
плоть и кровь.
"Сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе".
Основной закон молитвы и любой духовной работы - в том, что
плод не появляется моментально. Первоначальный рост невидим.
И даже потом, когда побег появляется из-под земли, он еще мало
похож на колос, полный зерна. Но это - не причина отчаиваться
и говорить, что принципы земледелия суть обман и
надувательство. Результат придет в свое время.
Собранный урожай одновременно включает в себя семена для
будущего посева. Можно поручиться, что когда мы задаем в молитве
вопрос и получаем ответ, этот ответ не будет окончательным.
Он родит в нас новые вопросы. Решение наших проблем также
не будет окончательным. Оно поставит перед нами новые, более
глубокие и масштабные задачи.