"Познай самого себя", - говорили древние греки. Прошли тысячелетия,
но слова эти не стали менее важными. Одна из основных проблем
человека - в том, что он практически не знает себя. Это касается
не просто его комплексов, слабостей и недостатков, а его
подлинной сути.
"Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете,
что вы - дети Отца живого. Если же вы не познаете себя, тогда
вы в бедности и вы - бедность".
"Иисус сказал: Тот, кто знает все, нуждаясь в самом себе,
нуждается во всем".
Люди далеко не таковы, какими они кажутся. Вот самое важное,
что мы должны знать о них. Смотря на внешность человека,
анализируя его слова и поступки, и даже пытаясь понять
законы его психики, мы сможем составить лишь
приблизительное представление о том, кто он. Это может
быть полезным в повседневных делах. Но было бы неправильным
делать философские обобщения лишь на основании того, что
мы узнали опытным путем. Человек, как и Бог, намного глубже
всего, что может быть сказано о нем.
Иисус учил о том, что в сердцевине нашего бытия мы находим
Бога. Мы "узнаем, что мы - дети Отца живого". Точно так же,
как дети несут в себе природу родителей, мы несем в себе
природу нашего Создателя. Познавая Бога, мы познаем себя.
Познавая себя, мы познаем Бога. Отождествляясь с Ним, мы
начинаем в большей степени, чем когда-либо раньше, проявлять
Его качества.
Наше сердце есть обитель "света истинного, который просвещает
каждого человека, приходящего в мир" (Иоанна 1:9).
"Сокровенный человек" содержит в себе все сокровища мудрости,
силы, любви и понимания, которые нам только могут
потребоваться. Самопознание - ключ к этим сокровищам.
Если мы пытаемся найти себя через отождествление с внешним
миром, наши попытки обречены на провал. Мы живем в мире и
призваны успешно реализовать себя в мире, но мир не может
дать нам точку опоры. Это относится к идеологиям и
религиозным системам. Это относится к отдельным людям и
общностям. Это относится к вещам.
Вырабатывая правильное отношение к миру, мы призваны
избегать крайностей. Слиться с миром, раствориться в мире,
пропитаться его духом - проще простого. Внимательно смотря
на окружающих, мы можем заметить, что в их жизни мало
самостоятельного и оригинального. Они потребляют то, что
навязывает реклама - даже если и говорят о свободе выбора.
Они изъясняются шаблонными фразами – даже если признают
за собой свободу слова. Им сложно посмотреть на себя со
стороны и увидеть относительность своих идей, ценностей
и вкусов.
Но отвержение мира на основании его "греховности" -
не менее тупиковый путь. Может ли мир, вышедший из Бога
и пронизанный Его светлыми энергиями, быть чужд Богу?
Конечно же, нет. Ненависть к миру отличает душевно
травмированных и надломленных людей, которые жаждут
целостности - но не осознают, что для ее обретения
не нужно никуда уходить. Целостность невозможна без
видения Бога, проявленного повсюду в мире.
"Если вы не поститесь от мира, вы не найдете царствия", -
сказал Иисус. Пост есть воздержание, добровольное ограничение.
Он ни в коем случае не означает презрения к себе и к тому,
от чего человек временно отказывается. Пост - это практика
отстранения, непривязанности. Постясь от мира, мы ментально
и духовно отдаляемся от него для того, чтобы обрести ясность
видения, четкость восприятия. Вслед за этим, мы можем вновь
вернуться к миру для того, чтобы служить ему с обновленной
силой.