В начале сентября, когда двери школ вновь открываются после
летних каникул, нелишне будет напомнить самим себе о том,
что вся наша жизнь есть непрерывный процесс познания.
Человек, останавливающийся на пути познания и считающий,
что он уже всего достиг, не чувствителен к духу жизни,
который постоянно зовет нас к новым высотам.
"Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока
не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если
он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем".
"Незнание - это сила". Об этом прекрасно знают злонамеренные
люди, желающие по своей воле распоряжаться судьбой окружающих.
И если мы не хотим быть послушными марионетками в чужих руках,
нам необходимо не ограничиваться полученным когда-то набором
знаний, а самостоятельно искать - и находить - то знание,
которое послужит нашему благу.
"Не будь незнающим, но знающим", - можно сказать, перефразируя
Библию. Таков наш долг по отношению к Богу и к самим себе.
Существует, правда, и другая точка зрения: "Во многой мудрости
много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь"
(Екклезиаст 1:18). В чем же коренится подобный пессимизм?
Когда к приходит новое знание, на первом этапе оно развеивает
наши иллюзии. Оно потрясает привычный нам мир, показывая знакомые
вещи в новом свете. Оно низвергает кумиров с их пьедесталов.
Не удивительно, что люди, привязанные к идолам своего
сознания, воспринимают этот процесс очень болезненно.
Идеология, будь то светская или религиозная, занимается
систематическим созданием идолов. Идеологически ангажированные
люди - это практически всегда люди с искаженным восприятием
мира. В первую очередь, они заняты не поиском истины, а
апологетикой - защитой своей идеологии от всего, что бросает
ей вызов. Все факты, которые подтверждают избранную ими картину
мира, горячо приветствуются. Все остальные факты либо
замалчиваются, либо преподносятся в неверном свете.
Сторонник определенной идеологии не заинтересован в истине -
в особенности если эта идеология дает ему власть и чувство
собственного превосходства. Он ищет не мудрость, а
набор психологических инструментов для манипуляций и контроля.
И только в результате больших потрясений он может, наконец,
избавиться от своего заблуждения.
Власть, которую дает Истина ("и он будет царствовать над всем"),
не следует понимать в духе пошлого и грубого материализма.
Подлинная власть - это способность делать правильный выбор,
свобода от опасных иллюзий в отношении мира и себя самого.
Она подразумевает ясность видения. Обладать властью -
это значит находиться в правильных отношениях с мирозданием,
и, таким образом, привлекать помощь и поддержку, в которой
мы нуждаемся. Наша власть - в единстве с Богом, Источником
всего сущего.
Всякая вещь укоренена в Боге - и поэтому бесконечно глубока.
Сколь бы незначительной ни казалась она, мы не можем исчерпать
ее смысла. Вот почему процесс познания и обретения власти
не имеет конца. Как справедливо заметил Эмерсон, "мы никогда
не сможем углубиться настолько, чтобы исключить возможность
еще более совершенного видения".