В книге Притч много сказано о целительной силе положительных
эмоций, и разрушительной силе - негативных эмоций. Это
не может не вызвать закономерного вопроса: "Но разве я
могу контролировать свои чувства? И потом, даже если у меня
получится - разве не станет моя жизнь от этого беднее?"
Я думаю, было бы правильнее вести речь не о контроле над
чувствами, а о воспитании чувств. Любое насилие над
собственной природой, в конечном итоге, оборачивается
против человека. Существуют психологические приемы, с
помощью которых, как это может показаться, индивидуум
быстро "берет себя в руки". Но ценность такого подхода
сомнительна. В большинстве случаев, негативные эмоции
не исцеляются - они просто вытесняются в подсознание,
откуда потом выходят наружу в самый неподходящий момент.
Загоняя чувства в темные углы души, мы можем только отсрочить
их проявление.
Мы должны быть готовы к тому, что воспитание чувств займет
длительное время, а значит - не ожидать от себя немедленных
результатов и не искать методов, которые обещали бы
чудесное избавление.
Начать нужно с того, что эмоции - неотъемлемая часть нашей
личности. Они даны нам на благо. Бороться с ними, или же
отрицать за ними право на существование - не только бессмысленно,
но и вредно. Проблемы с эмоциями начинаются тогда, когда мы
отводим им недолжное место, позволяем господствовать. Чувства -
хорошие слуги, но плохие господа. Разум и дух призваны
главенствовать над эмоциональной сферой. Низшее всегда
подчиняется высшему.
Люди, не имеющие достойной цели в жизни, часто проводят свои
дни в поисках эмоционального возбуждения. Что при этом
происходит? Идя на поводу неконтролируемых чувств, они
подвергают опасности свою жизнь, здоровье, благосостояние
и репутацию. Пленившись настоящим, они забывают о
предусмотрительности и ставят на кон свое будущее -
и, чаще всего, проигрывают.
В отличие от них, мудрый человек знает, как найти применение
своим силам. У него есть высокая цель - и поэтому ему
не нужны экстремальные развлечения как в физической, так
и в душевной сферах.
В то же самое время, мудрый человек не является эмоционально
закрытым. Он не похож на колючего ежа, причиняющего боль
всем, кто пытается к нему прикоснуться. Он не похож на
черепаху, отгородившуюся от мира толстым панцирем. Он открыт
как для радостных, так и для печальных переживаний. Он может
плакать и испытывать скорбь, когда те или иные происшествия
временно выводят его из равновесия. Но он знает, что печаль -
не вечна; и он отказывается смотреть на мир сквозь призму
этой печали. "Вечером водворяется плач, а на утро радость"
(Псалом 29:6). Настанет утро души, которое прогонит всякую тьму.
Воспитание чувств подразумевает, что мы анализируем их в свете
Истины, стремясь понять причины их возникновения, эффект,
который они оказывают на нас, а также последствия, к которым
они ведут. Даже те эмоции, которые кажутся болезненными, добры
по своей природе. Но они приобрели извращенный и
гипертрофированный характер в силу неправильного воспитания -
или, что бывает очень часто, по причине полученных в
детстве эмоциональных травм.
Выяснив характер наших эмоциональных неурядиц, мы можем
призвать целительную силу любви. Божественная Любовь, обитающая
в нас, способна принести гармонию и мир в наши смятенные,
обеспокоенные и расстроенные чувства. Она поможет простить
и забыть былые обиды, лишив их всякой власти влиять на наше
настоящее и будущее. Она наполнит нашу душу покоем и
гармонией.
"Пути ее - пути приятные, и все стези ее – мирные"
(Притчи 3:17), - сказано о Премудрости.