"От ленивых рук - разорение, а от прилежных - богатство" (Притчи
10:4, РБО). Книга Притч не случайно говорит о богатстве как
о воздаянии мудрым и трудолюбивым людям. Божественная
справедливость требует, чтобы все усилия труженика
вознаграждались. Вот почему презрение к работе как к
"бесполезной суете" и ожидание дармовщины в равной мере
унизительны для человеческого достоинства.
"Мудростью возводится дом,
разумением он прочен,
а знание наполняет покои
достатком драгоценным и желанным".
Притчи 24:3,4, РБО
В первую очередь, речь конечно идет о "доме" нашего сознания.
Но эти слова истинны и в самом буквальном смысле. Мы живем
посреди щедрого и изобильного мира, и Бог желает, чтобы
мы свободно распоряжались его богатствами. Было бы крайне
нелогично считать, что Божья воля - заставить нас терпеть
нужду и "от жажды изнывать над ручьем". В книге Притч нет
ни малейшего намека на это.
Если кто-то думает, что Всевышний посылает нищету праведникам
для того, чтобы "испытать их веру" - такой человек верит
в жестокого монстра, не достойного ни веры, ни почитания.
Ни один земной отец в здравом разуме не станет обходиться
со своими детьми подобным образом.
Почему же существует бедность? Есть разница между тем, на что
мы имеем право, и тем, что мы заработали. Мы имеем право
на все блага вселенной, но количество полученных нами благ
будут зависеть исключительно от нас. Нам воздастся по нашей
вере (состоянию сознания) и по нашим делам.
Мы можем чувствовать себя запертыми в тюрьму финансовых
ограничений и винить в этом либо Бога, либо
неблагоприятные обстоятельства, но истина - в том, что
двери нашей тюрьмы отпираются не снаружи, а изнутри.
"И познаете истину, и истина сделает вас свободными".
В то же самое время, мудрый человек не ставит материальное
благополучие на первое место. Он знает, что достаток является
побочным результатом творческой активности и правильного
образа жизни - а не целью существования. Он знает, что его
свобода и честь не продаются и не покупаются. Он не питает
иллюзий, что богатство способно чудодейственно сделать его
жизнь легкой и беззаботной.
О каких духовных принципах изобилия нам следует помнить?
Во-первых, Божий путь процветания - это труд, предприимчивость
и изобретательность, а не кражи, обман и манипуляции.
Богатство, которое человек не заслужил, часто оборачивается
для него проклятием. Оно легко приходит - но так же легко
и уходит. Поскольку у индивидуума не развито сознание,
аккумулирующее субстанцию, он снова оказывается "у разбитого
корыта".
Во-вторых, материальные блага не есть критерий
достоинства и полноценности человека. Особенно важно знать
об этом в современной материалистичной культуре, где принято
"встречать по одежке". Если те, кто богаче, смотрят сверху
вниз на тех, кто беднее - это их проблемы. Если бедные обижаются
на это - это их проблемы. Мудрый человек, вне зависимости
от состояния его банковских счетов в данный момент, отказывается
играть в эти игры. Его самоосознание прочно укоренено в Боге,
а не в вещах мира сего. Именно поэтому ему присуща
внутренняя стабильность.
В-третьих, деньги не есть гарантия безопасности. Иисус
образно говорил о том, что "моль и ржа истребляют" и "воры
подкапывают и крадут" сокровища, собранные на земле.
Богатство преходяще, как и все в видимом мире. Кроме того,
существует обширный круг проблем, которые не решаются даже
при наличии очень больших денег. Но "сокровище на небесах",
о котором упоминал Учитель - это состояние сознания, которое
успешно проведет нас через любые испытания. Даже если мы
что-то и потеряем, мы вновь приобретем все, что принадлежит
нам по праву сознания.
В-четвертых, материальные блага должны не накапливаться,
а пускаться в оборот. Лежа мертвым грузом, они не исполняют
своего предназначения. Циркуляция денег и других ценностей
способствует обогащению всех, через чьи руки они проходят.
"Кто припрячет зерно, того проклянут, но благословен будет
продающий" (Притчи 11:25, РБО).