Книга Притч называет лентяев глупцами, но не все так называемые
глупцы обязательно ленивы. Более того, глупцы часто могут
развивать бурную активность, приносящую больше вреда, чем
пользы. В чем их недостаток? Им не достает гибкости, которую
можно еще определить как чувство уместности того или иного действия.
Мудрый человек:
- знает свое дело;
- знает и использует принадлежащие ему ресурсы;
- знает подходящее время для действия;
- умеет распознать благоприятные возможности.
"Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять
перед царями, он не будет стоять перед простыми" (Притчи
22:29). Причина, по которой многие люди не добиваются успеха -
в том, что они избрали для себя неверное место. Их работа
не соответствует складу их личности, их талантам и
способностям. Прикладывая значительные усилия, они добиваются
мизерных результатов - там, где другой бы с легкостью свернул горы.
У каждого из нас есть не только призвание, но и ресурсы,
необходимые для исполнения этого призвания. Вот почему
не стоит принимать многие жалобы людей на "нищету" за
чистую монету. Истина в том, что у всех без исключения есть
"таланты", которые, будучи пущены в оборот, принесут
прибыль. Даже малое имущество мы можем поддерживать в
образцовом порядке - и это будет залогом его умножения. Однако,
глупцы не заботятся о своем хозяйстве - и от этого оно
приходит в еще больший упадок. Вместо этого, они предпочитают
гоняться за пустыми мечтами.
"Проходил я раз мимо поля лодыря, мимо виноградника
неразумного хозяина,
так вот: повсюду разросся терновник, все заполнили сорняки,
развалилась каменная ограда.
Посмотрел я, поразмыслил, вот что увидел я и понял:
еще чуть поспишь, подремлешь, еще посидишь сложа руки -
и придет к тебе бедность, как бродяга, нагрянет нужда, как грабитель".
Притчи 24:30-34, РБО
Нищета и разруха коренятся в головах у людей, а не во
внешнем окружении. Прежде всего, приведем в порядок свой
разум - очистим его от "сорняков" бесплодных, вредных идей,
выстроим надежную стену, защищающую его от ментальной
агрессии и манипуляций. Затем, научимся ценить то, что
имеем. Наше место в жизни, наше окружение - не случайны.
Руководствуясь Божьими идеями, мы призваны преобразить тот
участок, на котором находимся - до тех пор, пока не пойдем
дальше по дороге жизни.
"Не презирай того, что сам получил, и не завидуй другим", -
гласит древнеиндийская мудрость. Это - один из важнейших
секретов жизни. У всех из нас есть множество ресурсов,
которые лежат без дела - поскольку мы пренебрегаем ими,
не замечаем их. Начав использовать их, мы не только умножим
свое имущество, но и приобретем ценные качества, помогающие
процветать в любых обстоятельствах.
"Кто жатву проспит, тому позор" (Притчи 10:5, РБО). "Лодырь
в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет"
(Притчи 20:4, РБО). Эти отрывки иллюстрируют важную истину,
знакомую всем, кто имеет или имел какое-либо отношение
к сельскому хозяйству. Всякая работа должна выполняться
своевременно. Есть время пахать, есть время сеять, есть
время собирать урожай. Когда это время приходит, всякое
промедление оборачивается невосполнимыми потерями. Тот же
самый принцип применим и в других областях жизни.
Нам необходимо гармонично двигаться в потоке жизни,
своевременно замечая предоставляющиеся благоприятные возможности и
реагируя на них. Чувствительность к требованию момента подскажет,
что уместно делать именно сейчас.
Чувство уместности того или иного действия приходит изнутри.
Нам неизбежно придется обращаться к себе и доверять своей
мудрости. Если кто-то надеется найти книгу, где были бы
записаны ответы на все вопросы, его постигнет разочарование.
Более того, чрезмерная регламентация жизни и работы часто
препятствует развитию интуиции и творческого вдохновения.
Когда есть время молчать, а когда есть время говорить?
Ни в одном законе или кодексе этого не пропишешь. Когда
есть время собирать камни, а когда есть время разбрасывать
их? Даже самые совершенные догматы не дадут ответа на
этот вопрос.
Создается впечатление, что догматики и рационалисты постоянно
заняты попытками расчленить жить, чтобы потом втиснуть ее
в четкие рамки своих идей. Они стремятся обуздать поток жизни,
заставив его течь по прорытым им каналам. Но жизнь похожа
не на канал, а на реку. На своем пути, река может петлять
и извиваться. Порой, она может выходить из берегов. Жизнь
похожа на океан с могучими ветрами и течениями. Думать,
что нам удастся заставить их подчиниться нашей воле -
самонадеянность. Намного эффективнее не воевать с жизнью,
а сотрудничать с ней.
В делах людей прилив есть и отлив,
С приливом, достигаем мы успеха.
Шекспир