Работа - это ключ к достойному существованию. Книга Екклесиаст
говорит, что наслаждение плодами рук своих есть Божий дар.
"Войди в радость господина твоего", - призывает хозяин слуг,
хорошо распорядившихся его талантами (Матфея 25).
Человек, жизнь которого не посвящена определенному делу,
часто испытывает скуку и раздражение, источник которого
неясен, душевную пустоту и физическую слабость. Простые
удовольствия перестают его радовать. В поисках наслаждения
он может зайти очень далеко - но так и не обрести
подлинного удовлетворения. Но стоит ему увлечься творческим
процессом - все его недуги уйдут, не оставив и следа.
Иисус учил, что необходимо всегда трудиться и не унывать.
Связь этих слов - не случайна. Если мы посвящаем наше время,
а также энергию души и тела, работе, результаты которой мы
способны оценить, для уныния не остается места. Оно увядает
и умирает, поскольку мы отказываемся питать его.
Современная цивилизация раскрепостила людей, освободила их
от тяжелого и монотонного физического труда. Сейчас, человек
не должен носить воду, рубить дрова и ходить пешком на
далекие расстояния. У людей появилось намного больше
свободного времени, чем раньше - но, в массе своей, они
не стали более счастливыми и развитыми. Избавившись от рутины,
они не посвятили себя творчеству и интенсивной внутренней
работе. Вместо этого, они могут часами смотреть телевизор -
или предаваться болезненной рефлексии, жалуясь на окружающий
мир и на свою судьбу.
Не требуется семи пядей во лбу для того, чтобы понять, что
большая часть проблем индивидуума существует только в его
разуме. "Свято пусто не бывает". Если сознание не сосредоточено
на свете, его заполняет тьма. Если в нем отсутствуют
положительные идеалы, оно будет крайне неразборчиво в
целях и средствах. Если оно лишено мужества и честности,
оно будет трусливо и двоедушно. Если у него нет четкого
направления, оно будет шататься из стороны сторону. Если
оно не настроено на рост, оно будет постепенно приходить
в упадок.
В наиболее экономически развитых странах, человек может
позволить себе не работать - общество позаботится о том,
чтобы он не умер от голода. Но жизнь безработного или
живущего на социальное пособие - трагична, даже если он
и не отдает в этом отчета. Его душа деградирует. Он утрачивает
связь с Божьим творческим потоком, который стремится излиться
через него в мир. Он утрачивает связь с самим собой.
Истина в том, что привычка к систематическому, настойчивому
труду - сама по себе награда. Подлинный труд созидает нас,
делает зрелыми и состоявшимися людьми. Хорошо получать достойную
оплату за свои усилия. Но если это по какой-то причине
невозможно - нужно трудиться несмотря на это, уповая на
то, что Вселенная удовлетворит наши потребности.
"Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые
дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Ефесянам 2:10).
Работа - это не только божественное призвание, но и наш долг
по отношению к самим себе.
"Закон природы гласит: "Сделай дело - и ты обретешь силу; тот
же, кто дела не делает, не имеет и силы" (Ральф Эмерсон).
"Старше всех проповедуемых Евангелий было Евангелие
непроповедуемое, невысказанное и тем не менее неискоренимое,
вечно живущее, гласящее: трудись и в труде находи
благоденствие. Человек, сын земли и неба, разве в глубине
твоего сердца не скрыт дух бодрящей деятельности, сила,
призывающая к труду, воспламеняющая тлеющий огонь, не дающая
тебе покоя, пока ты не развернешься, пока ты не дашь силе
той воплотиться в добрых делах! То, что что несистематично
и неясно, ты приведешь в порядок, сделаешь правильным,
заставишь повиноваться тебе и нести плоды. Всюду, где царит
беспорядок, ты должен выступить в качестве непримиримого
его врага. Подави беспорядок; водвори порядок, покорный
не хаосу, а разуму, Божеству!" (Томас Карлейль).