Книга Притч часто говорит о глупцах. Что это за люди?
Глупцы не обязательно обделены интеллектом. Но их настрой
по отношению жизни имеет ряд существенных изъянов, в силу
которых они вынуждены пожинать горькие плоды своих заблуждений.
Глупец - это человек, который полагается "на авось", на
счастливый случай - в силу неверия в закономерность и
упорядоченность всего, что происходит. Он избирает путь
наименьшего сопротивления. Он не умеет извлекать полезные
уроки из своих переживаний - а также из переживаний окружающих.
Он живет необдуманно и хаотично, подчиняясь импульсам страстей.
Он не имеет постоянных и долговременных целей.
Взирая на эту картину, не будем обманываться - она показывает
не кого-то другого, а нас самих. Не случайно говорится, что
"на каждого мудреца довольно простоты". Все мы, в определенные
периоды жизни, поступали - а порой и поступаем до сих пор -
как глупцы. Подлинная мудрость, таким образом - не в том,
чтобы высокомерно поучать других, а в том, чтобы возвышать
свою жизнь путем трезвого самоанализа и постоянных внутренних
усилий.
Восхождение к вершинам мудрости - постепенный процесс. Зная
о нашей собственной уязвимости и способности ошибаться, мы
не будем жестоки в осуждении чужих ошибок.
Ни у кого из нас нет полного и окончательного ответа на все
вопросы, которые ставит перед нами жизнь - и в этом нет
ничего трагичного. Незавершенность задает направление для
роста и творческой активности. Именно здесь должна быть
сосредоточена наша энергия. Если же мы, напротив, тратим
все силы на поддержание "благопристойной" внешности, стремясь
"не ударить в грязь лицом" перед окружающими, мы зарываем
свои таланты в землю.
Книга Притч не обещает ничего хорошего любителям дармовщины.
Напротив, она прославляет работу - как внутреннюю, так и
внешнюю. Если внутренняя работа формирует в нас состояние
сознания, притягивающее благо, то внешняя работа создает
канал, по которому благо может прийти к нам.
Недалекий человек, или глупец - не обязательно бездельник.
Тем не менее, ему свойственны некоторые крайности:
- он работает в силу необходимости, без особого желания;
- он использует работу как инструмент манипуляции;
- ему недостает гибкости – он не может остановиться или
сменить направление там, где это необходимо.
Работа - не то, что мы делаем для того, чтобы "заработать
себе на жизнь" - хотя именно так смотрят на нее многие люди.
Работа - не тягостная ноша, с которой мы вынуждены смириться
ради того, чтобы в свободное время предаться "духовным"
занятиям. Наша работа и есть жизнь. Она глубоко духовна, и
до тех пор, пока мы осознаем этого, мудрости нам не видать.
Всякое деление жизни на "достойную" и "недостойную" части
порождает внутреннюю раздвоенность, отделяющую нас от
полноты переживания Бога.
Творческая деятельность - это канал нашей глубокой связи
с миром и преобразования мира. Именно в ней, а не в бегстве
от мира, мы находим Бога.
"Труд, как бы он ни был низок или корыстен, всегда тесно
связан с природой. Уже одно желание трудиться ведет все ближе
и ближе к истине, к тем законам и предписаниям природы, которые
суть истина... Труд есть жизнь. Из сокровеннейшей глубины
сердца работника поднимается Богом дарованная сила, святая,
небесная жизненная эссенция, которую всемогущий Бог вдохнул
в человека", - пишет Томас Карлейль.
Мир есть поле нашей деятельности. Он устроен таким образом,
чтобы мы могли прикладывать к нему усилия - и видеть результаты.
Мысль, как и физическое воздействие, также обладает силой -
но большинство людей не замечают этого, потому что их мыслям
недостает сосредоточенности. Наши мысли скачут в разные
стороны, как зайцы, нигде не останавливаясь достаточно долго.
Вот почему сила мысли осознается далеко не всеми. Но физический
мир обладает большей плотностью и большим сопротивлением,
чем ментальный мир. Он помогает нам наглядно видеть и
оценивать плоды наших усилий.
Работа есть призвание человека, его природа. "Райская
жизнь", понимаемая как отсутствие всяких усилий - это идеал
рабов, которые не знают иного труда, кроме как из-под палки.
Это идеал невежд, которые не знают ни Бога, ни самих себя,
ни жизни, ни того, в чем состоит подлинное удовольствие.