Под самодисциплиной не имеется в виду аскетизм, и, следовательно,
мы не будем говорить о необходимости "распятия" или
"умерщвления" тела и души. В корне аскетизма часто лежит
скрытое или ярко выраженное презрение к миру, недоверие миру.
Аскетизм рассматривает мир как источник потенциальной опасности
для души, и, исходя из этого, стремится оградить человека от мира.
В то же время, я не намерен выступать с критикой людей, избравших
для себя путь аскетизма. Если они мудры - пусть их жизнь
будет оправданием их мудрости.
Я убежден в том, что мир благ по своей природе. Мир проистекает
из Бога и его поддерживают божественные энергии. Бытие мира
неотделимо от бытия Бога - и именно поэтому мы можем относиться
к нему с доверием. "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто
не начало быть, что начало быть" (Иоанна 1:3).
Самодисциплина необходима не для того, чтобы поставить преграду
на пути потока жизни, но для того, чтобы направить его в верное
русло. Внутренне дисциплинированный человек не отказывается от
своих чувств, желаний и идей, не говоря о естественных потребностях,
но ставит их на служение себе - своему творческому предназначению.
"Это сильнее меня", - порою говорят люди об обуревающих их
страстях. Но это - ложь, запрограммированная в нас
культурным окружением, и в которую иногда очень удобно
верить. Мудрые люди всех времен знали, что власть над собой
не только возможна, но и жизненно необходима. Конечно же,
она не приходит сама собою. От нас требуются твердая решимость
и настойчивые усилия. Самодисциплина развивается постепенно,
охватывая все новые сферы нашего бытия.
Мне приходилось сталкиваться с мнением, что первый импульс души -
самый правильный, и мы должны следовать ему. Я не согласен
с этим. Возможно, очень зрелые и глубоко познавшие себя люди
могут позволить себе такую привилегию - но не большинство из
нас. Что может сделать обычный человек, повинуясь
неожиданному импульсу? Многое, например:
- принять опрометчивое решение;
- наобещать с три короба, взвалив на себя непосильный груз;
- сделать незапланированную покупку, которая обременит
семейный бюджет;
- выболтать секрет;
- разгневаться - и потом, из чувства вины, пойти на
ненужные уступки;
- ответить злом на зло, и, тем самым, вызвать эскалацию ссоры;
- испугаться и убежать от вызова, который был послан для того,
чтобы сделать его сильнее.
Не случайно импульсивность - это качество, которое манипуляторы
всех мастей используют для достижения своих целей. Человек,
не владеющий собой и своими эмоциями, легко становится их
жертвой – и страдает. "Как разоренный город без ограды – так
и человек, не владеющий собой" (Притчи 25:28, РБО). Весьма
наглядный образ!
Мудрый человек знает об этой опасности - и заранее принимает
меры для того, чтобы уберечься от нее.
Жизнь в настоящем отнюдь не подразумевает импульсивность.
Жизнь в настоящем – это не сиюминутность и не оппортунизм,
когда мы готовы дрейфовать под влиянием любого ветра.
По-настоящему "здесь и сейчас" может жить тот человек, кто
живет "изнутри наружу", и, таким образом, имеет устойчивый
вектор развития. Он владеет собой – и окружающий мир уже
не может завладеть им, навязать ему свою волю. Он не раб
обстоятельств. Он свободен для того, чтобы конструктивно
использовать эти обстоятельства. Его шаги обдуманы и тверды.
Он не будет падать по неосторожности или опрометчивости, и
его будет не так-то просто сбить с ног.
"Негневливость лучше богатырской мощи,
кто владеет собой - сильней покорителя городов".
Притчи 16:32, РБО