"От избытка сердца говорят уста". Хотя сердце человека - тайна,
ведомая только Богу, мы в определенной мере можем
составить представление о мудрости индивидуума по его словам.
Слова - это не просто колебания воздуха. В них есть духовная
ценность и сила. Большинство людей относятся к словам
легкомысленно и бездумно - но это серьезная ошибка.
Духовно просветленный человек не будет расточать свои слова
напрасно, и уж тем более - не будет злословить и сквернословить.
Он знает, что слова несут в себе потенциал жизни и смерти,
созидания и разрушения.
"Плодами своих речей насыщается человек:
что добудет языком, тем и насытится.
Жизнь и смерть - во власти языка,
и кто с ним дружен, плоды его вкусит".
Притчи 18:20,21, РБО
Человек, который постоянно говорит и мало слушает окружающих,
слишком поглощен собой. Жужжа, как назойливая муха, он вызывает
только раздражение. Резонно задать вопрос - может ли он быть открытым для Божественных идей и Божественного вдохновения? Вряд ли.
Постоянная болтовня не способствует развитию
вдумчивости, внимательности и восприимчивости.
Поскольку подобное притягивает подобное, привычка к многословию
ведет нас в общество болтунов. Вырваться из этого круга
может быть очень непросто. Но общество болтунов - это не общество
людей действия. Бесконечные дискуссии, не подкрепленные
реальными делами, дают лишь иллюзию жизни. Раздуваясь от
собственной гордости, болтуны считают, что заняты важным
делом - в то время как впустую растрачивают свои силы и таланты.
Истина в том, что одно дело важнее тысячи слов. И
по-настоящему глубоким пониманием жизни обладают не теоретики,
а практики.
"От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб"
(Притчи 14:23). "При многословии не миновать греха, а кто скуп
на слова, тот разумен" (Притчи 10:19, РБО).
Иисус не был словоохотлив. Многие из Своих дел Он совершал молча.
Когда Ему задавали вопросы, часто ответом было молчание. Но зато
слова, изреченные Им, обладали огромной силой. Они исцеляли
больные тела и усмиряли стихии. Они давали видимое воплощение
невидимой субстанции. Падая на почву сердец, они прорастали
и приносили богатый плод. Пройдя через века и тысячелетия,
Его слова по-прежнему остаются живыми и действенными.
"Уста праведника - живительный родник" (Притчи 10:11, РБО).
"Болтовня может ранить, как меч, а слова мудрецов - исцеляют"
(Притчи 12:18, РБО).
Что необходимо сделать для того, чтобы наши слова стали
источником жизни и благодати? Мы можем начать со следования
очень простым рекомендациям.
В первую очередь - говорить обдуманно. Избегать лишних слов,
не несущих смысловой нагрузки, и уж тем более - о которых
мы впоследствии сможем пожалеть. Не давать обещаний, которые
мы не сможем исполнить. Не расточать пустых угроз. Не выступать
в роли эксперта в вопросах, которые нам мало знакомы.
Во-вторых, мы призваны говорить с любовью. Если нас одолевают
чувства гнева и обиды - лучше промолчать, дав негативным
эмоциям утихнуть. Если мы не сделаем этого, наши слова
окажутся дровами, которые мы сами будем подкидывать в
разгорающийся огонь ссоры.
Некоторые люди будут стремиться вовлечь нас в словесную
перепалку, вывести из равновесия, спровоцировать на резкость
и грубость - чтобы потом использовать это против нас. Мы не должны
идти на поводу у них. Разумнее следовать совету апостола
Павла - уклоняться от глупых и невежественных состязаний.
Отказ от спора не означает, что нам нечего сказать. Он означает,
что у нас есть более важные дела в жизни, чем споры.