За Премудростью не нужно далеко ходить. Она обитает с нами
и в нас. Она окружает нас повсюду. Вот почему важнейшее
качество человека, взыскующего Премудрости - это
наблюдательность, умение смотреть и слушать. "Итак, наблюдайте,
как вы слушаете" (Луки 8:18). "Если кто имеет уши слышать,
да слышит" (Марка 4:24).
Прежде всего, нам важно наблюдать за окружающими нас людьми,
отмечая взаимосвязь между избираемыми ими путями -
и конечными результатами.
"Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются
нечестивые в несчастие" (Притчи 21:12).
"Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность
такого человека есть мир" (Псалом 36:37).
Проблема многих людей - их нездоровая сосредоточенность на себе
и своих собственных сиюминутных проблемах, неумение видеть
дальше собственного носа. Между тем, каждый человек, встречающийся
на нашем пути - это неповторимая индивидуальность,
внимательно посмотрев на которую мы можем узнать что-то важное
и ценное для себя. Даже его негативный опыт - это предостережение
о том, как не следует поступать и думать.
Как семечко не сразу вырастает в плодоносящее дерево, так и
результаты поступков проявляются не сразу. Некоторые люди,
как может показаться, делают зло без негативных последствий
для себя - но лишь потому, что они движутся по инерции,
благодаря заработанным ими в прошлом заслугам. Они похожи
на только что срезанные растения, которые сейчас еще выглядят
свежими и зелеными, но в которых начался процесс увядания
и распада.
Книга Притч учит, что никому и никогда еще не удавалось уйти
от ответственности. Порукой тому - мудрость Вселенной. Даже
если приговор откладывается, он непременно будет вынесен.
С другой стороны, ни одно праведное дело не останется без награды.
Другой важный канал, благодаря которому мы обретаем мудрость -
это наблюдение за природой.
"Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь
мудрым" (Притчи 6:6).
"Природа - это наука, способствующая пониманию вопросов,
относящихся к духовной истине. Сталкиваясь с чувственно
постигаемыми вещами, мы постоянно воспитываем в себе на
этих уроках необходимую способность видеть различие, сходство,
порядок, способность отделять сущее от кажущегося,
наблюдать постепенное упорядочивание, переход от частного
к общему, соединение многообразных сил для единой цели", -
писал Ральф Эмерсон. Не случайно многие мудрецы всех
времен и народов говорили о жизни единения и близости
с природой. Не случайно Сам Иисус неоднократно обращался
для иллюстрации Своего учения к образам, взятым из природы -
к небесным птицам, полевым лилиям, виноградной лозе, посеянному
зерну.
Есть большая доля истины в словах о том, что все великие
изобретения подсмотрены человеком у природы. Природа -
это царство гармонии, соразмерности. Те создания, которые
оказались негармоничными, или же не смогли приспособиться
к изменившимся условиям, вымерли миллионы лет тому назад,
оставив нам свои ископаемые останки. Они оказались
нежизнеспособными. И если мы хотим не только жить, но
и развиваться, мы должны познать секреты природы и проявляющегося
в ней духа Жизни.
Всякое живое существо в окружающем мире следует своей
природе. Оно никого не обвиняет и не оправдывает себя.
Оно не сравнивает себя с другими и никому не завидует. Живым
существам присуща постоянная активность - но не импульсивная
и не суетливая, а текущая непосредственно из глубин их бытия.
Такими же призваны быть и мы.
Человеку свойственна хорошо развитая способность к самоосознанию.
Но, к сожалению, у некоторых людей она превращается в
болезненную рефлексию. Замкнувшись в тесном мирке тревог,
сомнений и навязчивых идей, человек становится неспособным
к созидательному труду. Утратив гармонию с Богом, с природой
и своим окружением, он становится жалким и несчастным. Такой
человек может быть интеллектуально развитым - но ни в коем
случае не мудрым.
Мудрец живет в полноте текущего момента, полностью
сосредоточившись на тех делах, которые ему надлежит
совершить. Он видит Бога в себе и вокруг себя. Он воспринимает
себя как канал Божественной активности в мире - и находит
высшее удовлетворение в сотрудничестве с творческим
импульсом, поднимающимся из его души. У него просто не
остается времени для того, чтобы копаться в себе и
рассуждать о собственной недостойности.