"За смирением следует мудрость" (Притчи 11:2, РБО).
Не случайно в русском языке эти два слова, смирение
и мудрость, объединены в одно - смиренномудрие. Гордость -
это глупость. Надменный и самовлюбленный человек, не желающий
учиться и изменяться по своей воле, будет принужден к этому
неприятными и даже болезненными обстоятельствами.
Существует множество ошибочных представлений о том, что
есть смирение. Его часто отождествляют с униженностью,
забитостью, покорностью, низкой самооценкой - но все эти
качества не имеют к смирению ни малейшего отношения. Люди,
чувствующие себя ничтожеством, не становятся мудрее, и их
жизнь не изменяется в лучшую сторону.
Великий русский мыслитель Николай Бердяев писал о том,
что подлинное смирение есть "внутренняя работа над самим
собой, освобождение себя от власти страстей, от низшей
природы, которую человек принимает за свое истинное "я"...
Смирение есть путь самоочищения и самоопределения. Смирение
есть не уничтожение человеческой воли, а просветление
человеческой воли, свободное подчинение ее Истине".
Полемизируя с верующими, чрезмерно акцентирующими смирение -
в ущерб творческому самовыражению - он заявлял:
"Смирение не есть цель духовной жизни. Смирение есть
подчиненное средство. И смирение не есть единственное
средство, не есть единственный путь духовной жизни.
Внутренняя духовная жизнь безмерно сложнее и многограннее.
И нельзя отвечать на все запросы духа проповедью смирения".
Прежде всего, смирение означает принятие своей человечности
в качестве отправной точки дальнейшего развития. Мы должны
знать, как мы устроены - как работает наш разум, наши эмоции,
наше тело. В этом нет ничего постыдного. Более того, серьезные
проблемы возникают у тех людей, которые боятся или стыдятся
взглянуть на себя. Знание себя - полезно. С другой стороны,
иллюзии и нереалистичные ожидания по поводу себя - опасны.
Мы не можем принимать в качестве точки отсчета абстрактные
идеалы, которые плохо совместимы с жизнью. Возможно, именно
поэтому простые люди, близкие к земле, намного превосходят
по совей нравственности теоретиков, изобретающих рецепты
всеобщего счастья. Книга Притч не стыдится быть
приземленной, затрагивать бытовые и повседневные вопросы.
Она знает, что в так называемых мелочах жизни - намного больше
Божьего присутствия, чем в иных философских трактатах.
И, как мы уже говорили, смирение есть открытость для
Божьей Премудрости, готовность пересмотреть в ее свете
привычные взгляды и убеждения. "Глупец считает свой путь
правильным, а мудрый прислушивается к советам" (Притчи 12:15, РБО).
Одна из "горьких пилюль", которые нам необходимо "проглотить" -
это истина о том, что мы, в подавляющем большинстве случаев,
сами ответственны за свои страдания.
Поиск виновных - это любимое развлечение множества людей.
Во всем плохом, что с ними происходит, они видят происки
внешних врагов, или же влияние неких темных сил. Они постоянно
заняты разговорами о том, насколько плохи их соседи, родные
и близкие, насколько ужасна обстановка, в которой они живут.
"Я - хороший, но вынужден существовать в таком дурном
окружении!" Но если мы как следует задумаемся, мы увидим,
как мало в подобных речах логики и здравого смысла.
Чем громче человек кричит о том, что в его бедах виноваты
другие - тем сложнее ему увидеть свою собственную ответственность
за то, что с ним произошло, и извлечь необходимые уроки.
Согласно учению Божественной Премудрости, мы сами творим свою
судьбу. Наша задача - не убегать от ответственности за то, что
с нами происходит, не пускать свою жизнь на самотек,
а становиться разумными и сознательными творцами.