Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин своей жизни

  Все выпуски  

Беседы об Истине


Информационный Канал Subscribe.Ru

Беседы об Истине

27 февраля 2005 г.


Древо Жизни: Смиренномудрие

"За смирением следует мудрость" (Притчи 11:2, РБО). Не случайно в русском языке эти два слова, смирение и мудрость, объединены в одно - смиренномудрие. Гордость - это глупость. Надменный и самовлюбленный человек, не желающий учиться и изменяться по своей воле, будет принужден к этому неприятными и даже болезненными обстоятельствами.

Существует множество ошибочных представлений о том, что есть смирение. Его часто отождествляют с униженностью, забитостью, покорностью, низкой самооценкой - но все эти качества не имеют к смирению ни малейшего отношения. Люди, чувствующие себя ничтожеством, не становятся мудрее, и их жизнь не изменяется в лучшую сторону.

Великий русский мыслитель Николай Бердяев писал о том, что подлинное смирение есть "внутренняя работа над самим собой, освобождение себя от власти страстей, от низшей природы, которую человек принимает за свое истинное "я"... Смирение есть путь самоочищения и самоопределения. Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление человеческой воли, свободное подчинение ее Истине".

Полемизируя с верующими, чрезмерно акцентирующими смирение - в ущерб творческому самовыражению - он заявлял:

"Смирение не есть цель духовной жизни. Смирение есть подчиненное средство. И смирение не есть единственное средство, не есть единственный путь духовной жизни. Внутренняя духовная жизнь безмерно сложнее и многограннее. И нельзя отвечать на все запросы духа проповедью смирения".

Прежде всего, смирение означает принятие своей человечности в качестве отправной точки дальнейшего развития. Мы должны знать, как мы устроены - как работает наш разум, наши эмоции, наше тело. В этом нет ничего постыдного. Более того, серьезные проблемы возникают у тех людей, которые боятся или стыдятся взглянуть на себя. Знание себя - полезно. С другой стороны, иллюзии и нереалистичные ожидания по поводу себя - опасны.

Мы не можем принимать в качестве точки отсчета абстрактные идеалы, которые плохо совместимы с жизнью. Возможно, именно поэтому простые люди, близкие к земле, намного превосходят по совей нравственности теоретиков, изобретающих рецепты всеобщего счастья. Книга Притч не стыдится быть приземленной, затрагивать бытовые и повседневные вопросы. Она знает, что в так называемых мелочах жизни - намного больше Божьего присутствия, чем в иных философских трактатах.

И, как мы уже говорили, смирение есть открытость для Божьей Премудрости, готовность пересмотреть в ее свете привычные взгляды и убеждения. "Глупец считает свой путь правильным, а мудрый прислушивается к советам" (Притчи 12:15, РБО).

Одна из "горьких пилюль", которые нам необходимо "проглотить" - это истина о том, что мы, в подавляющем большинстве случаев, сами ответственны за свои страдания.

Поиск виновных - это любимое развлечение множества людей. Во всем плохом, что с ними происходит, они видят происки внешних врагов, или же влияние неких темных сил. Они постоянно заняты разговорами о том, насколько плохи их соседи, родные и близкие, насколько ужасна обстановка, в которой они живут. "Я - хороший, но вынужден существовать в таком дурном окружении!" Но если мы как следует задумаемся, мы увидим, как мало в подобных речах логики и здравого смысла.

Чем громче человек кричит о том, что в его бедах виноваты другие - тем сложнее ему увидеть свою собственную ответственность за то, что с ним произошло, и извлечь необходимые уроки.

Согласно учению Божественной Премудрости, мы сами творим свою судьбу. Наша задача - не убегать от ответственности за то, что с нами происходит, не пускать свою жизнь на самотек, а становиться разумными и сознательными творцами.

(продолжение следует)


Беседы об Истине

E-mail:
pczine@yandex.ru

(c) Андрей Яшурин 2005.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: religion.yourtime
Отписаться

В избранное