В книге Притч, Премудрость персонифицирована. Она обращается
к человеку от первого лица, открывая себя как силу, создавшую
мир, придавшую ему форму и соразмерность.
Господь сделал меня началом пути Своего,
прежде всех Своих деяний, издревле.
Я возникла от начала времен,
издревле, при основании мира...
Я была при Нем строительнецей,
была ежедневным ликованием,
веселилась пред Ним непрестанно - веселилась о мире земном
и ликовала о сынах человеческих.
Притчи 8:22-23,30-31, РБО
Божественная Премудрость разумно организовала мир, и всякий,
кто мудр, признает это. Вселенная, в которой мы живем -
не хаос и не безумная стихия. Мир - не зол и не порочен
по своей природе. Мы можем относиться к нему с любовью и
благоговением. Мы можем всецело довериться мудрости жизни.
"Все хорошо весьма" (Бытие 1:31). "Он создал все для бытия,
и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, и нет царства
ада на земле" (Прем. 1:14).
В мире царит целесообразность - отдельные его части сочетаются
в единое целое, служа для поддержки и взаимного обогащения
друг другу. Мы - часть мира, и тем самым вносим свой вклад
в созидание вселенского блага. Вселенское благо, в свою
очередь, принадлежит нам.
В мире царит красота. Красота - это божественный атрибут.
"Красота - это не роскошь, а необходимость". Люди,
не чувствительные к красоте, в большинстве случаев
не чувствительны и к Богу.
Жизнь в гармонии с Премудростью ведет к радости. "Радость
моя с сынами человеческими", - возвещает она. Уныние и печаль
не должны длиться долго для всякого, кто прислушивается к
ее голосу и следует ее указаниям.
Премудрость обустроила мир, и, таким образом, явлена во
всем мире. Ее принципы универсальны и могут быть найдены
повсюду. "Правда всегда одна". Многократно и многообразно
взывая к человеку, Премудрость требует одного -
восприимчивости. "Преклони ухо твое!" "Имеющий уши, да слышит!"
Нет ничего удивительного, что идеи книги Притч можно найти
в писаниях самых различных народов, религий и культур.
Наблюдая за жизнью и доверяя собственной интуиции, они
приходят к похожим выводам. Даже сам факт того, что эти
группы живут, процветают и развиваются, свидетельствует
об их открытости для Премудрости - пусть даже не в полной мере.
Догматизм, утверждающий что определенные народы или
религиозные группы отрезаны от Бога и Его благословений -
слеп. Обитая в замкнутом мире собственных идей, он не
замечает очевидного. Действительность такова, что никто
не унижен и не отвергнут Богом. Вот почему мы не вправе
никого унижать или отвергать.
Многие религии подразумевают избранность. Причины для этой
избранности указываются самые различные. Кто-то говорит о
единственно правильных догматах, кто-то говорит о "высшей расе",
кто-то говорит об освященных веками обрядах и традициях,
через которые открывается Бог, кто-то говорит об "уникальном"
учителе или мессии, без которого невозможно спасение -
список можно продолжать бесконечно. Но Премудрость посмеется
над этими шаткими конструкциями, возводимыми ослепленным
человеческим умом.
В стремлении человека (или группы) возвысить себя всегда
есть нечто жалкое. Больше всего свое превосходство хотят
доказать душевно ущербные люди. Так и религия, считающая
себя единственно правильной - ущербна. Следует не забывать
об этом.
Впрочем, спорить с людьми, считающими себя лучше других -
напрасная трата времени и сил. Лучше оставить их в покое -
пусть жизнь сама опровергнет их и расставит все по местам.
Истина могущественна. Нам нет нужды защищать ее - она прекрасно
защитит себя.
Премудрость заканчивает свой вдохновенный монолог такими словами:
Кто обрел меня - обрел жизнь
и снискал благоволение у Господа.
А кто против меня, сам себя губит:
ненавидеть меня - значит любить смерть.
Притчи 8:34-35, РБО