С некоторых пор, я являюсь решительным противником упрощенного
взгляда на жизнь и на окружающий мир. Это в равной степени
относится к религиозным, философским и политическим воззрениям.
Есть множество теорий, дающих, как кажется, простое и
однозначное истолкование всему, что происходит. Для решения
любых проблем, у них найдется простой рецепт. И, если по
какой-то причине этот рецепт не приносит пользы, это объясняется
тем, что люди плохо следуют ему, не проявляют должного старания.
Существуют две категории людей, падких на такие теории. Первая -
это те, кто не любит думать, или же боится делать это
самостоятельно, без оглядки на авторитеты. И вторая категория -
это люди слабые и неуверенные в себе, отчаянно ищущие для
себя опоры. Выбрав для себя "правильную" идеологию или
"правильное" вероучение, они надеются обезопасить себя -
не осознавая, что их безопасность иллюзорна. Ни одна теория,
даже самая прогрессивная, не может вместить в себя полноту
Жизни. Мы можем изучать разные теории и использовать их по
своему усмотрению - но ни в коем случае не поклоняться им.
По своему определению, жизнь сложна. В данный момент, наша
жизнь и наше благополучие зависят от множества факторов,
о которых мы не имеем ни малейшего понятия. Другие факторы
мы осознаем - но только отчасти. Мысль об этом должна не пугать
нас, а вести к большему благоговению перед Жизнью и ее Источником.
Совершенно правильно поступают люди, которые относятся
со здоровым скептицизмом к теориям, претендующим на
всеобъемлющее знание мира или человека. Они не желают
бездумно ложиться в прокрустово ложе авторитарных идеологий.
"Вси испытывайте, хорошего держитесь" (1 Фессалоникийцам
5:21), - призывал апостол Павел. Нам дана свобода изучать
все, приглядываться ко всему - и брать хорошее и полезное везде,
где мы можем найти его.
Зачем понадобилось столь длинное предисловие? Чтобы ответить
на вопрос о том, почему я до сих пор не касался темы любви.
"Разве любовь - не основа основ, без которой немыслима
духовная жизнь, да и жизнь вообще? Разве отсутствие любви
не делает бессмысленными и пустыми все достижения человека?"
И да, и нет. Все зависит от нашего понимания любви.
Любовь - это слово, которое из-за частого использования
становится плоским и банальным. Но, поскольку у него нет
подходящей замены, нам придется обращаться к нему. И начать
нужно с разговора о том, чем любовь не является.
Широко распространено убеждение, что любовь есть
эмоциональная зависимость, привязанность. Это - большое
заблуждение.
Чарльз Филмор определил любовь как "силу, скрепляющую и
соединяющую в божественной гармонии вселенную и все, что
ее наполняет". Таким образом, любовь подразумевает близость.
Однако, божественная любовь немыслима без божественной
свободы. Эти стихии взаимно дополняют друг друга.
Любовь, пренебрегающая свободой или не понимающая ее,
превращается в рабскую зависимость, губительную для
человеческой личности.
Некоторые верующие произносят прекрасные слова о любви к
Богу - но при внимательном рассмотрении мы увидим, что они
видят в Боге поработителя, а в себе - бесправного и
ничтожного раба.
Как это ни парадоксально звучит, путь раба - легче, чем
путь свободного человека, особенно если ему удалось попасть
к доброму господину. От раба не требуется ни личной
ответственности, ни доверия к себе, ни мужества, ни
решительности, ни предприимчивости. Он не идет на риск,
потому что рискует господин. Он не боится принять неверного
решения, потому что все решает господин. От него требуется
единственное качество - покорность.
Даже если рабская вера и была свойственна некоторым пророкам
и святым, она не имеет ничего общего с учением Иисуса о
достоинстве и свободе человека: "Я уже не называю вас рабами...
но Я назвал вас друзьями" (Иоанна 15:15). Подлинная
любовь созидает нас, помогает нам стать собой и следовать
по своему пути - в гармоничной связи с Богом, с людьми и
с мирозданием. Таково ее предназначение.