Мы часто слышим о том, что Иисус объяснял людям, как нужно
правильно верить и поступать. Это, конечно же, правда - но
не вся правда. Значительная часть Его учений посвящена
правильному видению. "Смотрите, и увидите". Если мы стремимся
найти ответы на волнующие вопросы, нам необходимо
научиться вглядываться в себя и в окружающий мир.
Мир - единое целое, и его законы универсальны. Вот почему
человеку, желающему что-либо узнать, не обязательно
отправляться в далекое путешествие к неведомым землям.
"Познай то, что пред лицом твоим, и то, что скрыто от тебя -
откроется тебе".
Иисус учил внимательности. Он обращал внимание учеников
на внешне обыденные и маловажные вещи. Он указывал на птиц
и рыб, на цветы и мельчайшие семена. Во всем сущем, Он видел
живые послания от Бога.
Но, кроме того, Иисус говорил о новом качестве видения,
благодаря которому индивидуум способен улучшить качество
своей жизни:
"Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет
чисто, то все тело твое будет светло;
если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно".
Матфея 6:22,23
Во многих переводах Библии, вместо "чистого ока" использовано
выражение "целостное око". Эта фраза позволяет лучше понять,
что имел в виду Иисус. Он учил о восприятии мира в единстве
и целостности.
Условно говоря, некоторым людям свойственно "черно-белое"
видение мира, в то время как другим - "цветное" видение.
"Черно-белое" видение мира характеризуется резкостью
и бескомпромиссностью, переходящими в жестокость. Для тех,
кто его практикует, почти нет полутонов. Есть либо благо,
либо зло, либо праведность, либо грех, либо истина, либо
заблуждение. Люди с "черно-белым" видением мира готовы вести
яростную войну со всем, что они считают порочным, порой не
считаясь со средствами. "Черно-белое" видение мира лежит в
основе религиозного и политического экстремизма, ненависти
и нетерпимости, от которых человечество продолжает страдать
по сей день.
Всякий раз, когда кто-либо заводит речь о необходимости отказа
от дуалистического восприятия, находятся оппоненты, бросающие
ему упрек в моральной индифферентности и даже в аморальности.
Однако, эти обвинения беспочвенны. Речь вовсе не идет о том,
что людям не нужны критерии для оценки мыслей, слов и поступков.
Просто эти критерии не должны быть плоскими и шаблонными.
Жизнь - сложнее, чем прокрустово ложе однобоких человеческих
теорий.
Мы призваны выработать "цветное" видение, показывающее всю
гамму окружающей нас реальности, все ее оттенки и полутона.
"Чистое", или "целостное" око открывает нам, что Бог есть
Источник всего сущего, и что ничего не может существовать
в отрыве от Источника. Божественная благость лежит у корня
всех людей, вещей и явлений - и, поэтому, мы не вправе ничего
отвергать полностью и окончательно. У зла нет
фундаментальной реальности, оно - лишь извращенное добро.
Единство не есть однообразие. Каждая вещь в мире имеет особое
место и предназначение. Вот почему мы можем вглядываться во
все, изучать все - и использовать все по мере необходимости.
"Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует
ко благу" (Римлянам 8:28).
Целостное видение мира не искажено, оно свободно от влияния
опасных и разрушительных иллюзий. Именно поэтому оно является
залогом целостной жизни: "если око твое будет чисто, то все
тело твое будет светло".
Каким образом эта истина может быть применима на практике?
Сталкиваясь с неприятными людьми, событиями и переживаниями,
не нужно убегать от них - или, что еще хуже, объявлять им войну.
Прежде всего, зададимся вопросами: какой урок они нам
преподносят? Какое слово Бог желает донести до нас через
них? И, наконец, как мы можем использовать их в процессе
нашего личностного раскрытия?
При правильном подходе, любой жизненный опыт может
послужить строительным материалом для "жизни с избытком",
для возрастания в силе, мудрости и любви. При неправильном
подходе, результат бывает обратным: страдания ожесточают
и разрушают веру, успех ведет к гордости и высокомерию.
Ни в горести, ни в радости, человек с "нечистым оком" не
имеет покоя.
"Чистое око" позволяет нам увидеть единый поток жизни -
и соединиться с этим потоком. Возвышенное видение дает нам
уверенность в том, что семя божественного совершенства зреет
во всех вещах, и, в должное время, оно принесет свой плод.