"Наступил уже час пробудиться нам от сна" (Римлянам 13:11).
"Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя
Христос" (Ефесянам 5:14). Эти слова апостола Павла обращены
к верующим, хорошо знакомым с учением Христа. Означают ли они,
что всем людям, вне зависимости от уровня интеллектуального
познания, необходим опыт пробуждения? Мы вправе сделать такой
вывод.
Большинство людей видят сны - и воспринимают их как нечто
маловажное и бессмысленное, или, по крайней мере, занятное.
Тем не менее, если мы правильно подходим к переживаниям сна
и бодрствования, они помогут нам по-иному взглянуть на природу
нашей жизни.
Во сне, мы можем быть очень активными - но, пробуждаясь,
находить, что эта активность была призрачной. Мы работали -
но ничего не создали. Мы бежали - но никуда не попали. Мы
испытывали чувства - но для них не было никаких причин.
Многим из нас знакомо пограничное состояние между сном и
бодрствованием - когда мы уже понимаем, что спим, но еще
не можем стряхнуть с себя сон, когда ночные видения еще
не покинули нас. На мой взгляд, это состояние похоже на
опыт многих людей, находящихся в процессе познания истины.
Бодрствуя, мы живем осознанно и осмысленно. Мы не просто
что-то делаем. Мы осознаем значение происходящего, умеем
отличать подлинное - от мнимого, реальное – от призрачного,
вечное - от временного.
Осознание приходит по мере того, как мы устремляемся к Богу
в своем духе, учимся видеть Его в нас и вокруг нас.
По мнению некоторых людей, для развития духовного осознания
необходимо отдалиться от мира. Однако, во многих случаях такое
бегство оборачивается заменой одних иллюзий другими,
иллюзий "материального" характера на иллюзии "духовного"
характера.
"Разруби дерево - Я там; подними камень, и ты найдешь Меня
там", - говорит Иисус в Евангелии от Фомы. Эти слова указывают
на то, что Бог обитает не за пределами видимого мира, а в самой
его сердцевине.
"Расщепление", о котором говорится здесь - не физический,
и даже не интеллектуальный акт. Действуя в окружающем мире
и анализируя его, мы можем дойти до определенных пределов -
но не дальше. Где же, в таком случае, найти достаточно острый
"топор" для того, чтобы "расщепить" временное и найти вечное?
Этот "топор" есть дух человека, сопричастный Духу Божьему, и
через него - всему мирозданию.
"Дух премудрости и откровения", о котором писал апостол
Павел, просвещает очи нашего сердца. Он есть источник высшего
познания. В свете Духа, мы можем правильно оценить как житейский
опыт, так и интеллектуальные построения.
Пробуждение происходит во время нашего пребывания в мире -
и, пробуждаясь, мы также не уходим из мира. Напротив, мы
становимся еще более полезными и эффективными. Мы перестаем
тратить время и энергию на борьбу с фантомами нашего
сознания. Всеобъемлющее Божье присутствие открывает нам
лучший путь использования наших талантов и способностей.
Пробуждаясь, мы осознаем свою духовную власть и свой потенциал.
Раньше мы могли чувствовать себя беспомощными рабами
эгоистичных желаний или страстей, или, быть может, враждебных
внешних сил. Сейчас мы начинаем видеть, что верили в ложь
и строили свою жизнь на лжи. Мы принимаем свою силу и
начинаем использовать ее. Мы исполняемся мужества и победоносного
духа.
Пробуждаясь, мы открываем "жизнь с избытком" как свою
естественную среду обитания. Мы перестаем относиться к ней
как к бесконечно далекой и недоступной сфере бытия. Это -
еще одна иллюзия, от которой мы призваны избавиться.
Возможно, нам нравилось спать и видеть сны. Но Божественная
Реальность бесконечно прекраснее любых снов.