Во все века человек мечтал о свободе. Во все века рабы
восставали против своих господ - несмотря на тщетность
этих попыток. Даже сытое и благополучное рабство не
устраивало угнетенных. Они чувствовали противоестественность
своего состояния и стремились избавиться от него. История
показывает, насколько жестоким может быть бунт. Тем не менее,
нам важно увидеть фундаментальную причину, по которой
происходят восстания. В каждом человеке есть начало,
которое жаждет свободы и не удовлетворится ничем меньшим.
И лишь невежество заставляет индивидуума выбирать неверный
путь к свободе.
Свобода - это стихия Бога, и, следовательно, естественная
стихия человека. Человек зависимый, стесненный
социальными, физическими, интеллектуальными и духовными
рамками, не отражает образ Божий во всей полноте.
У рабства - множество лиц. Оно ускользает от точного
определения. Физическая зависимость одного человека от
другого - лишь самая грубая форма рабства, к счастью,
встречающаяся все реже. По мере движения общества к большей
свободе, к людям приходит осознание ненормальности явлений,
которые раньше почитались не только допустимыми, но и
желательными. Сейчас мы уже говорим о необходимости
эмоциональной свободы во взаимоотношениях, о важности
интеллектуальной и духовной свободы для поиска Истины,
познания себя и мира.
Прогресс человечества в понимании и обретении свободы -
медленный, но неизбежный процесс. И важную роль в нем
призвано сыграть учение Иисуса. Да, историческое христианство
никогда не звало к мятежу, а порой и благословляло рабство.
Но именно идеи Евангелия о достоинстве каждой личности
в Боге послужили катализатором общественных перемен.
Иисус не был революционером. Он провозглашал, что внешний
мир является отражением внутреннего, что внешняя свобода
вытекает из внутренней свободы. "И познаете истину, и
истина сделает вас свободными" (Иоанна 8:32).
Существует как отрицательный, так и положительный
аспект свободы. Необходимо задавать себе вопросы не только
о том, от чего нам нужно освободиться, но и для чего.
Свобода может быть по-настоящему понята только в свете
божественного предназначения человека. В противном случае,
она обернется разрушительной анархией.
"Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые
дела, которые Бог предназначил нам исполнять" (Ефесянам 2:10), -
пишет апостол Павел.
Наша свобода означает не свободу от универсальных законов,
но свободу использовать эти законы для проявления божественных
даров и созидания новых ценностей.
Еще раз обратимся к притче о талантах. По моему мнению, она -
один из самых значительных отрывков во всей Библии, позволяющих
понять отношения Бога и человека.
Итак, мы видим как господин раздал слугам таланты и
повелел использовать их. Вслед за этим, он "отправился в чужую
страну". Что это означает по отношению к нам?
Бог дает нам дары, но не вмешивается в то, как мы используем
их. Он не ставит нас в узкие рамки, не дает детальных
предписаний. Он не относится к нам как к марионеткам,
которых нужно постоянно дергать за ниточки. Мы помещены
Им с определенными дарами в определенное окружение. Бог
ожидает, что, гармонично взаимодействуя с этим окружением,
мы приумножим эти дары. Как именно? Все зависит от нас.
Если мы имеем возможность использовать наши таланты на
"добрые дела" - мы свободны. По мере возрастания наших
талантов и масштабов стоящих перед нами задач, мы будем
нуждаться в большей свободе. И свобода, в большинстве
случаев, не придет сама. Нам будет нужно возрастать в
свободе, познавая истину. Нам будет нужно достигать
свободы, преодолевая инертность и сопротивление окружающей
среды.
Некоторые люди не верят в свободу от общественных условностей.
Иисус, судя по всему, думал иначе. Он говорил о Своих учениках,
что они "в мире, но не от мира". Его последователи живут
в мире, но подчиняются высшим законам - законам любви.
Некоторые люди не верят, что свобода от внешних ограничений
возможна. Но не случайно в Библии есть удивительные слова:
"Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Иоанна 4:4).
Они призваны вдохновить нас.
Как далеко простирается свобода человека? Ответа не знает
никто, и спекуляции на эту тему бессмысленны. С другой стороны,
уместны все попытки стать более свободными по сравнению
с нашим нынешним состоянием. "Если можешь стать свободным,
используй эту возможность" (1 Коринфянам 7:21, перевод
В.Н. Кузнецовой).