Очень часто люди, затеявшие "борьбу с дурными привычками",
представляют собой жалкое зрелище. Чем сильнее они стараются
избавиться от поведения, которое их не устраивает - тем больше
они убеждаются в собственном бессилии, тем чаще их
одолевает разочарование. Почему это происходит? Их внимание
обращено в неверном направлении. Один из важнейших законов
разума состоит в том, что вещи, на которых мы сосредоточены,
обретают власть над нами.
Если мы хотим от избавиться от чего-то низкого, мало просто
бороться с этим. Природа не терпит пустоты. Как следует из
притчи Иисуса, на место выгнанного "беса" придут восемь еще
более злых "бесов", если место, где он обитал, останется
пустым. Нам необходимо не воевать с недостатками, а
осуществлять конструктивный и положительный идеал, работать
над исполнением божественного плана.
Устремите все свое внимание на желаемую цель - и вы увидите,
что препятствия утратят для вас часть былой силы. Вам станет
намного легче преодолевать их, если вы будете меньше думать
о "борьбе" с ними.
Какое отношение это имеет к речи? Самое непосредственное.
"Благословляйте", - призывает Писание. Пусть задача контроля
над языком, о которой мы писали выше, не кажется нам слишком
сложной. Мы можем облегчить ее, приучив себя
целенаправленно произносить добрые, вдохновляющие слова -
обращаясь ко всему окружению.
Просто и естественно говорить хорошие слова в адрес людей,
которые нам нравятся, и обстоятельств, которые кажутся
нам благоприятными. Сложнее поступать так, когда кажется,
будто люди и обстоятельства ополчились против нас. И, тем
не менее, мы призваны подняться на этот уровень духовной
зрелости.
Наше благословение должно охватить собою все.
Акт благословения умножает добро и устраняет зло.
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих
вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас
и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо
Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми
и посылает дождь на праведных и неправедных.
Матфея 5:44,45
Суть этих слов Иисуса - не в том, что Бог требует от нас
занять позицию беспомощных жертв, не способных или не желающих
дать отпор. Дело обстоит гораздо глубже: сопротивление злу
может дать только временное облегчение, которое не затрагивает
сути вопроса. Духовная проблема должна решаться на духовном
уровне.
Врагами друг другу людей делает не их злая природа, а
минутное помрачение разума. Каждый человек обладает
врожденной благостью - и в этом состоит наша надежда.
Как писал Н. Бердяев,
"Никакой человек не может быть воплощением и персонификацией
зла, зло в нем всегда частично. Поэтому ни о ком не может
быть окончательного суда... Человек может совершить преступление,
но человек, как целостная личность, не может быть преступником,
с ним нельзя обращаться как с воплощением преступления, он
остается личностью, в нем есть образ Божий".
Вот почему благословение - это всегда акт веры. Просветленной
веры, которая способна за внешним покровом увидеть скрытое
благо, внутреннюю божественную сущность всех людей, всех вещей
и всех обстоятельств.
Апостол Иаков писал о языке, что "им благословляем Бога и Отца,
и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию"
(Иакова 3:9). Разве не так ведут себя многие верующие? Не
жалея слов для того, чтобы возвеличить Бога, они тут же,
не делая паузы, начинают злословить человека, называя его
жалким, ничтожным и беспомощным грешником. "Не должно сему
так быть".
В жизни каждого верующего настает этап, когда ему уже
недостаточно признавать благость Бога. Нужно сделать
следующий шаг, провозгласив благость человека - и всего
Божьего мира.