В словах заключена могучая сила - сила жизни и сила смерти.
Слова - источник нашего оправдания и осуждения.
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди,
дадут они ответ в день суда:
ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Матфея 12:36,37
Это предостережение Иисуса не будет казаться нам слишком суровым,
если мы поймем следующее: как награда, так и наказание
внутренне заложены в природе наших слов. Каждое слово - это
семя, приносящее плод по роду своему. Наказание и награда -
это результат действия определенных вселенских законов, а
не Божий каприз, не Божья прихоть.
Из этого следует, что невозможно точно определить, какой именно
день будет днем суда. Некоторые семена прорастают быстрее,
другие - медленнее. Если нам кажется, что за наши слова не
последовало моментального воздаяния, это еще не значит, что
они забыты. Люди легко забывают слова - но не Бог.
Выдающийся английский мыслитель XIX века Томас Карлейль писал:
"Глупец! Не думаешь ли ты, что только потому, что рядом нет
никого, кто обратил бы внимание на твое пустословие, оно
умирает, не причиняя никому вреда? Ничто не умирает, и ничто
не может умереть. Даже самое праздное слово, которое ты
бросаешь в почву Времени, будет расти на протяжении всей
вечности. Задумайся об этом. Ангел, записывающий все слова
человека - это не миф, а величайшая истина. Его скрижали
невозможно сжечь - они не горят".
Итак, человек будет держать ответ не только за злые и жестокие
слова - но за все, что вышло из его уст. Пустые, праздные
и бессодержательные слова также навлекают на нас
негативные последствия. Они творят нашу жизнь по своему
образу и подобию. Они делают наше существование пустым,
праздным и бессодержательным. Слова-паразиты высасывают из
нас душевную энергию, не давая возможности использовать ее
для добрых дел.
Впрочем, неверно было бы сделать из этого вывод, что речь
верующего человека должна быть приторно-елейной, пересыпанной
цитатами из Библии и ссылками на Бога. Напротив!
Религиозное пустословие таит в себе намного большую опасность,
чем пустословие "обычное". Как правило, за ним стоит ханжество
и стремление прикрыть показным благочестием внутреннюю пустоту.
"Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий
обуздать и все тело" (Иакова 3:2), - утверждает Библия.
Под "совершенством" здесь, впрочем, имеется в виду не
абсолютная безгрешность, а душевная зрелость, твердость
характера, благодаря которой человек способен контролировать
свою жизнь.
Вот несколько черт, свойственных человеку, который хорошо
владеет своим языком:
- он говорит просто, не прибегая к искуственным ораторским
приемам;
- он говорит понятно, не используя заумной и узкоспециальной
терминологии там, где это не нужно;
- он говорит от себя - не используя бесконечные ссылки на
Библию, "авторитетные" источники, расхожие цитаты, пословицы
и поговорки. Он не говорит чужими словами;
- он готов нести личную ответственность за все сказанное -
и перед людьми, и перед Богом;
- он говорит четко и последовательно, выражая свои мысли.
Если ему нечего сказать, или если его идеи не четко оформлены -
он предпочитает промолчать;
- он говорит конструктивно. Он избегает абстракций и
обобщений, предпочитая деловитость и конкретность;
- он говорит уважительно, обращаясь к людям, а не к самому
себе. Во всяком разговоре, он обращает внимание на уровень
понимания и заинтересованности своих собеседников;
- он не чувствует необходимо обращаться к вульгарным фразам,
жаргону и фамильярности для того, чтобы снискать себе популярность
или привлечь внимание;
- он говорит с любовью. Его цель - высшее благо людей, к которым
он обращается. Самого себя он воспринимает как канал
Божьего творческого слова.