Роль беспокойства состоит в том, что оно выводит нас из
состояния пассивности, дает толчок к поиску - поиску, без
которого невозможны открытия. Но беспокойство не нужно
понимать плоско, поверхностно и односторонне. Есть
множество беспокойных и непоседливых людей, которые
постоянно суетятся и что-то делают - но лишь растрачивают
свою энергию и запутываются, принося вред, как самим себе,
так и своим ближним.
Именно к ним обращено слово: "Остановитесь и познайте, что
Я - Бог" (Псалом 46:10). Для того, чтобы познать, нужно
остановиться - прийти в состояние покоя, без которого
невозможна подлинная восприимчивость.
Покой и беспокойство нераздельны, как вдох и выдох. Они не
уничтожают, а взаимно дополняют друг друга.
Мы можем сказать, что покой - это состояние наблюдателя.
Обычный человек, идя по лесу, создает много шума. Звери и
птицы в страхе бегут от него - и поэтому лес может казаться
ему пустым и безжизненным. Однако, если он станет ступать
тихо и незаметно, а еще лучше - сядет спокойно, не привлекая
к себе внимания, и будет внимательно смотреть и слушать -
он откроет многообразную жизнь окружающей природы. Перед
ним приподнимется таинственный покров лесной жизни. Эта
аналогия в полной мере применима к процессу духовного познания.
"Внешний мир утверждает себя. Внутренний мир можно ощутить,
но он не старается привлечь к себе внимание. Следует продвигаться
чутко и осторожно. За внутренним миром следует наблюдать,
как наблюдают птиц. Для этого выбирают место в лесу или
в поле, где тишина исполнена жизни; наблюдающий тоже
замер без движения, но чуток и внимателен", - говорит
митрополит Антоний Сурожский.
Жизнь духа сокровенна. Она не кричит о себе и не навязывает
себя. Она бежит от человека, целиком поглощенного собой,
своими идеями, планами и делами. Вот почему так важно
развить в себе умение остановиться, отвлечься от суетных
мыслей и поступков. В безмолвии, мы начнем слушать -
и услышим. Мы начнем смотреть - и увидим.
К тому же призывал Иисус Своих последователей в знаменитом
учении о молитве:
"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив
дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне".
Матфея 6:6
Эти слова можно понимать буквально. Нам важно находить время
побыть в одиночестве, вдали от назойливой толпы, потому что
именно такие моменты вносят наибольший вклад в процесс
внутреннего роста.
Наверняка, всем нам приходилось сталкиваться с людьми,
плохо переносящими уединение. Оказываясь в тишине, они стремятся
сразу же заполнить ее, громко включая музыку или телевизор.
Они чувствуют себя комфортно только в шумных компаниях,
и жалуются на одиночество, если по какой-то причине их лишены.
Такие люди могут выглядеть благополучными, и даже счастливыми -
но неумение оставаться наедине с собой, хотят они этого,
или нет, указывает на серьезные духовные проблемы.
Человек, бегущий от себя или прячущийся от себя в толпе,
не сможет познать ни себя, ни Бога.
Действительность состоит в том, что мы никогда не бываем
одни. Кажущаяся пустота всегда полна - полна Божьим
присутствием. В молчании, Бог говорит с нами, и с нашей
стороны требуется лишь готовность принять Слово.
В более глубоком смысле, "затворить дверь", - это значит
закрыть дверь разума для всего, что отвлекает нас от
сосредоточенности на Боге. Находясь в Присутствии - и осознавая
это Присутствие - мы приносим Богу жертву внимания.