Разговор о богопознании мне хотелось бы начать с двух,
на первый взгляд взаимно исключающих утверждений:
Каждый человек знает Бога.
Ни один человек не знает Бога.
Возможно ли примирить их друг с другом - и если да, то как?
Можно с полным правом заявлять, что каждый человек знает Бога,
потому что Творец незримо вплетен в жизнь всего человечества -
даже тех людей, которые отвергают Его. Мы - Его образ и подобие.
Бог, наполняющий Собою все, не может быть чужим в созданном
Им мире. Любое чувство отделенности от Бога - пустая иллюзия.
"Мы Им живем и движемся и существуем" (Деяния 17:21), -
с такими словами обращался апостол Павел к философам в Афинах.
Знание Бога является врожденным для каждого. Оно покоится в
глубинах души и так называемых святых, и так называемых грешников.
Вот почему глубокая проповедь о Боге не навязывает ничего
извне - она раскрывает то, что человеку уже известно, но не
в полной мере им осознанно. Слушая некоторых людей, мы
внутренне говорим: "Я всегда знал, что это так - но не мог
выразить это словами, или боялся, что меня не поймут".
Во всех этих случаях, мы имеем дело с общением на уровне
Истины. Истина в нас перекликается с истиной в нашем
собеседнике - и мы чувствуем радость просветления, радость
открытых духовных очей.
Но, в то же самое время, ни один человек не знает Бога -
не знает во всей полноте и окончательности. Бог бесконечен -
а можно ли объять бесконечность? Можно ли уместить в стакане
целый океан? Трезво поразмыслив, мы согласимся, что даже
самый просветленный человек только "отчасти знает и
отчасти пророчествует".
Все подлинные духовные переживания дают нам осознать, что
мы стоим перед завесой Тайны. Они смиряют нашу
интеллектуальную гордость. Нам становится понятно чувство
апостола, воскликнувшего: "О, бездна богатства и премудрости
и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути
Его! Ибо кто познал ум Господень?" (Римлянам 11:33,34).
В таком положении и находятся верующие люди. Они стремятся
к большему познанию Бога - понимая относительность и
неполноту подобного знания, но, одновременно, будучи уверенными
в том, что уже имеют в себе искру Истины, из которой возгорится
пламя духовного понимания. Это помогает им, с одной стороны,
не отчаиваться и не унывать, а с другой - не превращаться
в самовлюбленных фанатиков, кичащихся своими "откровениями".
Познание Бога, которое необходимо человеку, прежде всего
является практичным. Оно имеет отношение к его призванию в
мире - и той роли, которую ему надлежит исполнить рука об
руку с Творцом. Познавая Бога, мы познаем себя в Нем - и
находим свое уникальное место.
Познание Бога - это внутренняя работа, которую индивидуум
должен выполнять самостоятельно. Ни один человек не может
есть, пить, спать и дышать за другого - таким же образом,
никто не может искать истину, предназначенную лично для нас,
вместо нас. Усваивая чужую мудрость, охотно выслушивая чужие
советы, личность приобретает не знание, а иллюзию знания.
Раньше или позже, она будет вынуждена в этом убедиться.
Поэтому, самый лучший урок, который мы можем усвоить от
просветленных мудрецов - это урок настойчивости,
интеллектуального мужества и внутренней честности. Они
показывают нам путь - но этот путь нельзя проехать на
чужих плечах.
Познавая Бога, нам придется столкнуться с периодами
сомнений, неустойчивости и неуверенности. Порой будет
казаться, что основание, которое мы почитали непоколебимым,
шатается под ногами - но это окажется лишь признаком того,
что мы взрослеем. На место детской веры, перемешанной с
суевериями, приходит зрелая вера, базирующаяся на фактах.
Этот процесс можно только приветствовать.
Ральф Уолдо Эмерсон свидетельствует:
"Бог предлагает каждой душе выбор между истиной и покоем.
Берите по своему усмотрению или то, или другое, потому что
обоих вместе не получишь, а только станешь колебаться между
ними как маятник. Человек, в котором преобладает любовь к
спокойствию, примет первое вероисповедание, первую философию,
первую политическую партию, попавшуюся ему под руку: большею
частью все это переходит ему в наследство от отца. И ему
достается покой, приволье, доброе имя; но для истины он
затворил дверь. Напротив того, тот, в ком первенствует
любовь к истине, избегает якорных стоянок, а пускается в
открытое море. Он оберегает себя от всякого
одностороннего доктринерства, принимая к сведению и
противоречащие опровержения. Он подвергается всем напорам
сомнений, всем смутам неустановившихся мнений, но он кандидат
истины и почитатель высочайших законов своего бытия".