Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Властелин своей жизни

  Все выпуски  

Беседы об Истине


Информационный Канал Subscribe.Ru

Беседы об Истине

11 января 2004 г.


Познание Бога

Разговор о богопознании мне хотелось бы начать с двух, на первый взгляд взаимно исключающих утверждений:

Каждый человек знает Бога.
Ни один человек не знает Бога.

Возможно ли примирить их друг с другом - и если да, то как?

Можно с полным правом заявлять, что каждый человек знает Бога, потому что Творец незримо вплетен в жизнь всего человечества - даже тех людей, которые отвергают Его. Мы - Его образ и подобие. Бог, наполняющий Собою все, не может быть чужим в созданном Им мире. Любое чувство отделенности от Бога - пустая иллюзия. "Мы Им живем и движемся и существуем" (Деяния 17:21), - с такими словами обращался апостол Павел к философам в Афинах.

Знание Бога является врожденным для каждого. Оно покоится в глубинах души и так называемых святых, и так называемых грешников. Вот почему глубокая проповедь о Боге не навязывает ничего извне - она раскрывает то, что человеку уже известно, но не в полной мере им осознанно. Слушая некоторых людей, мы внутренне говорим: "Я всегда знал, что это так - но не мог выразить это словами, или боялся, что меня не поймут". Во всех этих случаях, мы имеем дело с общением на уровне Истины. Истина в нас перекликается с истиной в нашем собеседнике - и мы чувствуем радость просветления, радость открытых духовных очей.

Но, в то же самое время, ни один человек не знает Бога - не знает во всей полноте и окончательности. Бог бесконечен - а можно ли объять бесконечность? Можно ли уместить в стакане целый океан? Трезво поразмыслив, мы согласимся, что даже самый просветленный человек только "отчасти знает и отчасти пророчествует".

Все подлинные духовные переживания дают нам осознать, что мы стоим перед завесой Тайны. Они смиряют нашу интеллектуальную гордость. Нам становится понятно чувство апостола, воскликнувшего: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?" (Римлянам 11:33,34).

В таком положении и находятся верующие люди. Они стремятся к большему познанию Бога - понимая относительность и неполноту подобного знания, но, одновременно, будучи уверенными в том, что уже имеют в себе искру Истины, из которой возгорится пламя духовного понимания. Это помогает им, с одной стороны, не отчаиваться и не унывать, а с другой - не превращаться в самовлюбленных фанатиков, кичащихся своими "откровениями".

Познание Бога, которое необходимо человеку, прежде всего является практичным. Оно имеет отношение к его призванию в мире - и той роли, которую ему надлежит исполнить рука об руку с Творцом. Познавая Бога, мы познаем себя в Нем - и находим свое уникальное место.

Познание Бога - это внутренняя работа, которую индивидуум должен выполнять самостоятельно. Ни один человек не может есть, пить, спать и дышать за другого - таким же образом, никто не может искать истину, предназначенную лично для нас, вместо нас. Усваивая чужую мудрость, охотно выслушивая чужие советы, личность приобретает не знание, а иллюзию знания. Раньше или позже, она будет вынуждена в этом убедиться. Поэтому, самый лучший урок, который мы можем усвоить от просветленных мудрецов - это урок настойчивости, интеллектуального мужества и внутренней честности. Они показывают нам путь - но этот путь нельзя проехать на чужих плечах.

Познавая Бога, нам придется столкнуться с периодами сомнений, неустойчивости и неуверенности. Порой будет казаться, что основание, которое мы почитали непоколебимым, шатается под ногами - но это окажется лишь признаком того, что мы взрослеем. На место детской веры, перемешанной с суевериями, приходит зрелая вера, базирующаяся на фактах. Этот процесс можно только приветствовать.

Ральф Уолдо Эмерсон свидетельствует:

"Бог предлагает каждой душе выбор между истиной и покоем. Берите по своему усмотрению или то, или другое, потому что обоих вместе не получишь, а только станешь колебаться между ними как маятник. Человек, в котором преобладает любовь к спокойствию, примет первое вероисповедание, первую философию, первую политическую партию, попавшуюся ему под руку: большею частью все это переходит ему в наследство от отца. И ему достается покой, приволье, доброе имя; но для истины он затворил дверь. Напротив того, тот, в ком первенствует любовь к истине, избегает якорных стоянок, а пускается в открытое море. Он оберегает себя от всякого одностороннего доктринерства, принимая к сведению и противоречащие опровержения. Он подвергается всем напорам сомнений, всем смутам неустановившихся мнений, но он кандидат истины и почитатель высочайших законов своего бытия".

(продолжение следует)


Беседы об Истине

E-mail:
pczine@yandex.ru

(c) Андрей Яшурин, 2003. Перепечатка только с разрешения автора.



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное