В физическом мире, любой объект является точкой приложения
многих сил, а не одной силы. Он подчиняется многим законам,
а не одному закону. Без понимания этого факта, мы не можем
объяснить происходящие в мире процессы. Вселенские законы
никогда не отменяются - но влияние одних законов может
превзойти влияние других законов. Самолет летает не потому,
что на него перестает действовать сила гравитации, но потому,
что сочетание сил тяги двигателя и аэродинамического
сопротивления крыльев помогают ему подняться над землей.
Тот же самый принцип действует и в духовной сфере.
"Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек,
то и пожнет" (Галатам 6:7). Мы не можем избежать ответственности
за наши падения и ошибки - но мы, при определенных условиях,
можем быть избавлены от их негативных последствий. Так утверждает
одна из заповедей блаженства:
"Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут".
Матфея 5:7
Мы будем помилованы - если будем миловать.
Мы будем прощены - если будем прощать.
Итак, закон изложен ясно и недвусмысленно. Нам не остается
иного выхода, как начать использовать его на практике.
Задумываясь о милости, мы можем прийти к выводу, что она
является первейшим условием гармоничных отношений между людьми.
Милость - это объективный взгляд как на нас самих, так и на
окружающих. Трезвый самоанализ показывает, что ни один человек
не застрахован от ошибок и заблуждений - какими бы чистыми
и искренними ни были его намерения. Что же заставляет нас
требовать от людей совершенства? По какому праву мы становимся
их судьями?
Если, проявляя милость, мы будем помилованы, то верно и
обратное: осуждая, мы будем осуждены. И чем жестче и суровее
мы судим, тем более жесткое и суровое осуждение мы навлекаем
на самих себя. Избежать этого - невозможно.
"Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою
мерите, такою и вам будут мерить".
Матфея 7:1-2
Как это следует из дальнейших слов Иисуса, наше дело -
заняться собой, "вынуть бревно из собственного глаза". Мы
вполне можем поручить окружающих людей заботе Бога, Который,
если это будет необходимо, покажет им, где и как нужно измениться.
Человек, который решил, что его святая обязанность -
заниматься исправлением окружающих, поучать и давать советы,
когда об этом не просят, бесцеремонно лезть в чужие дела -
опасен для общества. Тем более, если он делает все это
именем Бога.
Иисус не был навязчив. Он говорил лишь с теми людьми,
которые приходили к Нему, побуждаемые Духом Святым -
на время или навсегда. Он не был жесток и суров к простым
людям - Он обличал лишь тех духовных вождей Израиля, которые
присвоили себе право обличать других.
Милость к человеку – возможно, самое меньшее, что мы можем
дать ему. Даже если мы не чувствуем в себе внутренних сил
или побуждений что-то сделать для нашего ближнего или
чем-то пожертвовать, мы можем воздержаться от осуждения и
критики в его адрес. Мы можем посмотреть на него глазами
любви и понимания, а не высокомерия и презрения. Возможно,
за этим последует другой шаг.
Милость подобна солнцу, которое продолжает посылать свои лучи
на всех людей без исключения, вне зависимости от творимых
ими дел. "Будьте подобны Богу в Его милости и любви", -
призвал нас Иисус. "Милуйте, и помилованы будете. Прощайте,
и прощены будете". Возможно, это получится не сразу.
Но стремится к милости стоит ценой любых усилий, потому
что от нее зависит наше настоящее и будущее.