"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся".
Матфея 5:6
Эта заповедь блаженства снимает внутреннее напряжение,
которое может вызвать такая фраза из Нагорной проповеди:
"если праведность ваша не превзойдет праведности книжников
и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Матфея 5:20).
Иисус ясно указывает на то, что Божья праведность реализуема
и осуществима в жизни каждого, который к ней стремится.
Удивительно, каким образом многие богословские системы умудряются
"не замечать" этого. Если изложить их учение в нескольких
словах, то дело обстоит так: Бог поставил перед человеком
недостижимый идеал праведности - для того, чтобы тот
постоянно убеждался в собственном бессилии. Но логично ли это?
Мне представляется, что нет.
Представьте себе такую картину: школьный учитель математики
задает первоклассникам задачи из программы десятого класса,
и затем ставит всему классу двойки, потому что никто из учеников
не может их решить. Как вы думаете, долго ли проработает этот
"педагог" в школе? По моему мнению - он будет немедленно уволен,
и никакие его оправдания, что дескать, он хотел привить
школьникам "смирение перед великими законами математики",
не будут выслушаны.
Разумный педагог понимает, что обучение - это постепенный
процесс. Он не ждет от ученика немедленных результатов.
Прогресс определяется тем, насколько человек смог подняться
над своим пониманием в данный конкретный момент. В своем развитии,
мы двигаемся шаг за шагом - или же не двигаемся вообще.
Эммет Фокс в своей книге "Нагорная проповедь" определяет
праведность как правильное мышление и правильное
действие - согласующиеся с Божественными законами и с
законами нашей собственной природы. В действительности,
Божьи законы и есть законы нашей природы. Они естественны
и гармоничны для человека - и только людское невежество
мешает это понять. "Заповеди Его не тяжки" (1 Иоанна 5:3).
Мы совершаем большую ошибку, начиная рассматривать Божьи
законы как нечто искусственное, навязанное извне. При таком
подходе, вольно или невольно, Бог предстает в роли тирана и
самодура, а люди - в роли невинных жертв или беспомощных
игрушек. Стоит ли говорить о том, насколько это далеко
от истины.
"Превосходящая праведность", о которой учит Иисус, представляет
собой внутреннюю настроенность на Бога и на Благо, а не
просто совокупность "праведных" поступков. Ошибка фарисеев
состояла в том, что они ставили телегу впереди лошади -
подчеркивали преимущественно внешние формы благочестия,
не уделяя внимания внутреннему миру человека. Согласно их
идеям, верующий, который исполнял ряд формальностей, мог
считаться исполнившим свой долг перед Богом. В итоге, их
"праведность" оказывалась статичной и безжизненной.
"Превосходящая праведность" Иисуса, напротив, динамична.
Она подразумевает постоянную открытость для Духа, приводящего
нас к все более полной гармонии с Богом в мыслях, словах и
делах. Она приходит не в форме абстрактного идеала, а
конкретных указаний для обстоятельств, в которых мы находимся.
"Превосходящая праведность" - это праведность любви, а не
буквы закона. "Не оставайтесь должными никому ничем, кроме
взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон... любовь
есть исполнение закона" (Римлянам 13:8,10), - пишет апостол
Павел. Мы - в вечном долгу перед любовью, потому что еще никто
из нас не достиг полноты любви. Однако, это - не повод
для самоосуждения и презрения к себе, а повод для того,
чтобы еще ревностнее двигаться вперед.
Позвольте мне, напоследок, поделиться советом, который
сэкономит каждому из нас много времени и душевных сил.
Не стоит и пытаться перещеголять в праведности тех людей,
которые видят ее во внешних формах и в исполнении буквы закона.
Это попросту невозможно. У людей жестких и фанатичных всегда
найдется повод обвинить в грехе того, кто им почему-то
не нравится. Пытаться им угождать, или просто интересоваться
их мнением - непозволительная роскошь.
"Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как
судят другие люди; я и сам не сужу о себе" (1 Коринфянам 4:3).
Внимание апостола Павла было сосредоточено не на окружающих,
и даже не на самом себе, а на Боге. Наверное, именно поэтому
он нашел достойное применение своим силам и вписал несколько
славных страниц в историю нашего мира.