Библия говорит, что Иисус учил "как власть имеющий, а не
как книжники и фарисеи" (Матфея 7:29). Этой властью была
власть духовного закона, превосходящая любые человеческие
умствования и спекуляции. Нам, со своей стороны, важно
понять, что закон беспристрастен. Он в равной мере действенен
для каждого. Если мы будем жить, сообразуясь в мыслях, словах
и поступках с этим законом, вся Реальность будет поддерживать
нас. Все ветра мира будут дуть в наши паруса, направляя нас
к желаемой цели. Мы также обретем власть, подобную власти
Иисуса - способность распоряжаться собственной жизнью и
собственной судьбой.
Нагорная проповедь, к которой я хотел бы обратиться в
наших размышлениях о духовном законе, представляет собой
открытый манифест Иисуса. В концентрированном виде, она
содержит все основные положения Его учения - неоднократно
объясняемые и иллюстрируемые в дальнейшем.
Нагорная проповедь - это декларация Нового Завета.
"Вы слышали, что сказано древним... А Я говорю вам..."
В чем состоит кардинальное отличие Нового Завета от
Ветхого Завета?
Древняя религия, олицетворяемая книжниками и фарисеями,
представляет собой попытку контролировать жизнь и поведение
человека извне, при помощи свода законов и предписаний.
Как утверждали религиозные вожди Израиля, исполнение закона
избавляет от гнева Всевышнего и дарует Его расположение.
Иисус учит иначе. Прежде всего, Он показывает иной образ
Бога - не мстительного восточного деспота, а любящего Отца.
Затем, Он раскрывает новое измерение во взаимоотношениях
людей с Богом.
У книжников, мы видим ставку на внешний авторитет.
У Иисуса, мы видим доверие к внутренней жизни.
У книжников, мы видим заповеди, начертанные на камне.
У Иисуса, мы находим принципы, записанные на "плотяных
скрижалях сердца" - живые и пульсирующие.
Новый Завет не статичен. Он есть завет новизны и
постоянного внутреннего обновления. В этом - его кардинальное
отличие от Ветхого Завета.
"И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить:
познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого
до большого, говорит Господь".
Иеремия 31:34
Иисус не просто учит отвлеченным идеям и понятиям - Он вводит
чуткого и внимательного слушателя в самое сердце божественной
жизни. Эта жизнь скрытно присутствует в каждом из нас,
поскольку является нашей подлинной природой. Какими бы
духовными невеждами ни были люди, они время от времени
ощущают ее импульсы и побуждения.
Беспричинная тоска, которую иногда испытывает человек - это
стремление божественной жизни в нем проявиться в полной мере.
Неудовлетворенность от внешних достижений и приобретений -
это указание на то, что личность призвана достигать гармонии
c высшим миром и приобретать "нетленное сокровище" духа.
Не только содержание, но и манера проповеди Иисуса отличали
Его от книжников и фарисеев. Он никого не "давил" Своим
авторитетом - да и как Он мог делать это, не имея никакого
официально признанного звания и титула? Вся Его власть
базировалась на истинности слов, которые Он произносил.
А Истина - это могучая сила. Конформисты и приспособленцы,
которые придавали большое значение "общественному мнению",
рано или поздно соблазнялись и уходили. Но ученики,
искренне стремившиеся к свету и пониманию, оставались,
потому что интуитивно чувствовали правоту Иисуса. Вместе с
Петром, они могли бы сказать: "Господи! К кому нам идти?
Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Иоанна 6:68).