"Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие
посеянному вами и умножит плоды правды вашей" (2 Коринфянам
9:10), - утверждает апостол Павел. В более современном переводе
В.Н. Кузнецовой, эта замысловатая фраза звучит следующим
образом: "Тот, кто снабжает сеятеля семенами, снабдит
семенами и вас. И Он возрастит их и умножит жатву ваших
благодеяний".
Данный отрывок содержит три важнейших духовных закона, на
которые стоит обратить внимание.
Во-первых, Бог дает семя каждому человеку. Никто не обделен Им.
Печально видеть людей, которые порой заявляют с унылой
физиономией: "У меня ничего нет". Печально, потому что это -
неправда. Может быть, у определенного человека нет того,
чего он хочет иметь - но из этого вовсе не следует, что у
него ничего нет. Даже у самых бедных людей есть что-то.
У них есть руки. У них есть голова. У них есть кое-какие
знания и умения. У них есть взаимоотношения с другими людьми.
У них есть - пусть даже скудное - имущество.
Все, что мы имеем - это "семя", которое должно быть "посажено".
Все, что мы имеем - это "таланты", которые должны быть
"пущены в оборот".
Размышляя подобным образом, мы неизбежно придем к выводу, что
вся наша жизнь есть семя.
Нам поручено посадить это "семя", ожидая хорошего урожая.
Форма и размер "семени", или же количество "семян", в данном
случае значения не имеет. Даже если у вас есть только одно
семя - бросьте его в землю, и из него вырастет колос.
Во-вторых, Бог ожидает нашего сотрудничества. Мы - сеятели.
От Творца зависит многое. Бог контролирует законы роста,
которые не подчиняются нам. От Него мы, как уже было сказано,
получаем семя. Но в нашей власти - распоряжаться этим семенем.
Было бы бессмысленно сидеть сложа руки и ждать урожая, заявляя,
что мы, дескать, "во всем уповаем на Бога". Есть вопросы,
в которых Бог полагается на нас! Давайте же стремиться быть
достойными Его доверия, добросовестно исполняя свою роль.
Наши действия являются каналом, благодаря которому невидимое
становится видимым, а абстрактный потенциал обретает конкретную
форму и видимый образ. Роль человека в божественном
мироустройстве - в том, чтобы помогать "слову стать плотью"
в своем непосредственном окружении.
И, в-третьих, наша работа в физическом мире оборачивается
духовными благословениями.
"Правда", о которой упоминал апостол Павел, подразумевает
новый уровень духовной и личностной зрелости человека, верно
следующего своему предназначению.
Что бы ни говорили на этот счет некоторые философы, истина
не познается в процессе абстрактных умствований. Более того,
истина не рождается в спорах. Человек работающий - это человек,
который по-настоящему знает жизнь. Тем более - если он видит
духовную ценность своего труда.
Как справедливо писал Халиль Джебран:
"Быть бездельником - значит стать чужим для времен года
и выйти из шествия жизни, движущегося к бесконечности
в величии и гордом смирении.
Когда вы трудитесь, вы - флейта, в сердце которой шепот
минут превращается в музыку.
Кто из вас хотел бы стать тростинкой, немой и безмолвной,
когда все вокруг поет в согласии?
И, работая, вы истинно любите жизнь.
А возлюбить жизнь через работу - значит приблизиться
к глубочайшей тайне жизни".