Правильное обращение со временем подразумевает также и свободу
от будущего - с одной стороны от бесплодной мечтательности, а
с другой - от страха, волнения и беспокойства, связанных
с предполагаемыми грядущими событиями.
"Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам
будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей
заботы" (Матфея 6:34), - учил Иисус.
Качество воображения дано людям от Бога, и было бы ошибкой
пытаться подавлять и отвергать его, гоня из разума все образы,
которые выходят за пределы нашего окружения. Если мы не мечтаем
о большем, как мы сможем достигнуть большего? Все
значительные достижения начинаются с идей - с идей, которые
на первый взгляд могут показаться нереальными и несерьезными.
Однако зрелый человек понимает, что одной мечтательности
и устремленности в будущее мало. Для того, чтобы наши идеи
обрели плоть и кровь, необходимо умение планировать - разбивать
путь к далекой цели на четкие и осуществимые промежуточные
этапы. Наконец, необходим прилежный и целеустремленный труд.
Те визионеры, которые уповают, что мечты воплотятся в жизнь
сами собою, без их активного участия, выставляют на посмешище
и самих себя, и свои видения.
Другой разновидностью неправильного подхода к будущему является
страх. Видя какие-либо негативные события и тенденции в настоящем,
люди порой переносят их на будущее, при этом неоправданно усиливая.
Это порождает в них ощущение беспомощности, бессилия, и
даже обреченности. "От судьбы не уйдешь", - говорят они.
Но все учение Иисуса утверждает обратное - если только наши
уши не закрыты для того, чтобы слышать Его.
Человек не раб судьбы - он творец своей собственной судьбы.
Истина, открытая Иисусом, освобождает человека - освобождает,
прежде всего, от ощущения собственной незначительности и
собственного бессилия перед лицом мира.
Для того, чтобы возвыситься над гнетом обстоятельств, не
требуется экстраординарных усилий, как это может показаться
на первый взгляд. Живя в настоящем, будучи преданными своему
делу и своей работе, мы можем не только подготовиться к будущему,
но и повлиять на него.
Конечно, найдутся люди, которые захотят это оспорить.
Есть многочисленные философские и богословские
теории "предопределенности", обсуждавшиеся не одну сотню лет.
Они слишком серьезны, чтобы от них можно было отделаться
одним росчерком пера.
Тем не менее, мне хотелось бы поставить вопрос в иной плоскости.
Что мы хотим прежде всего: быть "правыми" в некоем
абстрактно-философском смысле, или же жить счастливо и полнокровно?
Очень важно убедиться в том, что исповедуемые нами теории
в отношении жизни не служат прикрытием личной несостоятельности -
или нежелания хорошо потрудиться для того, чтобы изменить свою
жизнь в лучшую сторону. Известная басня рассказывает о том,
как лисица, которой не удавалось допрыгнуть до виноградной
кисти, принялась утешать себя тем, что "зелен виноград".
Мне кажется, что подобный мотив бессознательно руководит
некоторыми людьми в их размышлениях. Когда их ожидания
не оправдываются, они утешают себя тем, что в мире
царствует зло, а человек - игрушка в руках могущественных
и враждебных сил.
Иисус призвал нас судить обо всем по плодам. А
многократные психологические исследования показывают,
что успешные люди склонны верить в то, что их жизнь
есть прямой результат их усилий, или, по крайней мере,
действовать так, как если бы все зависело от них. Они не
плывут по течению - они прокладывают свое собственное течение.
Они не дрейфуют - они двигаются к четко выбранной цели, веря
в то, что смогут до нее дойти.
Даже если нас посещает чувство беспомощности, мы можем
возвыситься над ним. Наши чувства - не более, чем чувства,
и не следует думать, что они объективно отражают реальность.
Познание истины помогает нам взглянуть на жизнь с точки зрения
Бога, которая не всегда совпадает с чувствами. "Слабый пусть
говорит: "я силен" (Иоиль 3:10), - призывает Библия. Если
перед нами стоит непреодолимая гора, мы можем убирать ее
постепенно - камень за камнем, пока работа не будет
сделана. Используйте свои силы для того, чтобы решить
задачи, которые стоят перед вами сегодня, уповая на то,
что завтрашний день сам позаботиться о себе.
Мы лучше всего заботимся о будущем не тогда, когда полны
мечтательности или беспокойства, а когда живем, сосредоточившись
на текущей активности, оставаясь верными всему высшему,
что есть в нас.
Есть ли у нас работа? Давайте будем делать ее в полную силу.
Ощущаем ли мы любовь? Давайте выражать ее, не откладывая на завтра.
Посещают ли нас творческие идеи? Давайте делать что-то уже
сегодня для того, чтобы воплотить их. Самое меньшее, что мы
можем – это не позволить новым идеям уйти, записать их для
того, чтобы вернуться к ним позднее.
Сущность освящения действия - это жизнь в полную силу. Результат
такого подхода не замедлит сказаться. Человек, живущий в
полную силу, день за днем преображается. Он становится сильнее.
Он становится мудрее. Он становится опытнее и профессиональнее.
Он развивает в себе способность к любви и пониманию. Иными словами,
он обретает в себе качества, необходимые для того, чтобы во
всеоружии встретить будущее, даже если оно окажется не
очень приятным.
Самое больше сокровище, которое есть у нас – это мы сами.
Работая над собой, мы позволяем этому сокровищу стать
подлинным благословением для всего мира.