"И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением
ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая,
угодная и совершенная" (Римлянам 12:2). Эти слова апостола
Павла являются одним из наиболее простых и четких, и, в то
же самое время, глубоких определений сути христианской жизни.
Жизнь есть обновление, и, в процессе обновления, мы сотрудничаем
с Духом Божьим, с Духом, животворящим все. С другой стороны,
все внешние поступки и обстоятельства имеют корни в разуме,
и тщетно концентрировать внимание на внешних проявлениях,
не затрагивая их сути. Прежде всего, мы призваны не ко внешней,
а к внутренней работе.
Нуждаемся ли мы в обновлении ума? Ответ на этот вопрос
достаточно однозначен: "В большей степени, чем мы это осознаем!"
Подобно тому, как мы живем на дне воздушного океана, мы со всех
сторон окружены великим ментальным океаном, образованном
совокупностью мыслей и представлений, свойственных
человеческой расе. Эти доминирующие в расовом сознании
идеи оказывают на нас влияние, даже если мы этого не
чувствуем. Своим давлением, они вынуждают нас "сообразоваться
с веком сим" - принимать образ, свойственный окружающим людям.
Проблема заключается в том, что многие из этих представлений,
даже освященные веками человеческого опыта, неправильны. Поскольку
они не достигают уровня божественной Истины, они не способны
привести нас к тому уровню жизни, который запланировал Бог.
Процесс мышления формирует нашу жизнь, и тщетно надеяться,
что некое чудо избавит нас от необходимости познавать
божественные законы, следовать им, и пожинать плоды своих
мыслей и действий. "Каковы мысли в душе его, таков и он"
(Притчи 23:7), - говорит Библия о человеке.
Апостол Павел обращается с увещеванием обновить свой ум не
к неверующим, но к верующим, и это особенно важно отметить.
При всей своей искренности, христиане рискуют угодить в
ловушку внешних, поверхностных перемен, связанных с "обращением
в веру". Вместо того, чтобы тщательно анализировать свои мысли,
приводя их в Божий порядок, они могут удовлетвориться мимикрией
под окружающую их религиозную среду, которой, увы, так же
присущи многие неверные представления о Боге, человеке и
окружающем мире. Стоит ли довольствоваться переходом из лагеря
"мирских конформистов" в лагерь "церковных конформистов"?
Конечно же, нет.
Обновление ума - это постоянная внутренняя динамика,
непрестанный процесс внутренних преобразований. Сколь скромными
ни были бы наши достижения, мы не имеем права отчаиваться.
"Путь в тысячу миль начинается с одного шага". С другой стороны,
сколь бы впечатляющих успехов в преобразовании разума мы не
достигли, нам не дано права останавливаться в своем развитии.
Наш образец - не окружающие люди, а Сам Бог.
Некоторые люди подсознательно сопротивляются переменам в
мышлении, потому что, как им кажется, это приведет к утрате
собственной идентичности и уникальности. Возможно, подобным
скептикам будет легче принять необходимость внутренней работы,
если они поймут, что Бог многогранен в Своих проявлениях - как
в природе и окружающем мире, так и в людях. Не существует
двух идентичных снежинок. Не существует двух листьев,
полностью копирующих друг друга. Стоит ли говорить, что не
существует и двух похожих людей! Наша уникальность - божественный
дар, который должен быть осознан и использован. Опасность для
нашей идентичности кроется не во внутренней работе, не в
независимости суждения и поведения, а в пассивности и лени.
Обновив ум, мы сможем "познать, что есть воля Божья, благая,
угодная и совершенная". Благость и любовь Божья станут для нас
не просто отвлеченной теорией, но реальностью жизненного опыта.
Нас уже не нужно будет убеждать в правильности Божьего пути
с помощью отточенных аргументов - мы лично убедимся и познаем,
что в Его присутствии – полнота радости, в следовании Ему -
залог высшего блага.