В своей книге "Человек в поисках смысла", Виктор Франкл пишет
о том, что статую Свободы на Восточном побережье США следовало
бы дополнить статуей Ответственности на Западном побережье.
Для того, чтобы правильно понять смысл свободы и воспользоваться
всеми благами, которые она предоставляет, нам важно понять,
что свободу и ответственность невозможно отделить друг от друга.
Свобода без ответственности оборачивается своей
полной противоположностью - угнетением. Безответственный
человек превращается в раба своего эгоизма, темных инстинктов
своей души. Он встает на путь саморазрушения и личностной
деградации. Таким образом, формирование ответственного
подхода к жизни - настоятельная потребность каждого человека.
Что же включает в себя ответственность?
С одной стороны, ответственность - это знание того, что мы
дадим ответ. Посеянные семена наших мыслей, слов и поступков
прорастают и приносят плод по роду своему. Иисус утверждает,
что мы дадим отчет даже за те мысли и слова, которые
считаем "праздными", ничтожными и ни на что не влияющими.
Подобная ответственность кажется пугающей для многих людей.
Она представляется им висящим над головой дамокловым мечом,
готовым обрушиться в любой момент. Но эта картина не включает
самого важного - Бога, Его благодати и любви.
Божья благодать и Божье прощение не отменяют нашей
ответственности. Слова "что посеет человек, то и пожнет"
(Галатам 6:7) в равной мере относятся ко всем без исключения.
Но благодать дает нам силу для того, чтобы подняться в полный
рост, расправить свои плечи и идти по тому пути, который
указывает нам Бог. Благодать укрепляет и созидает нас,
делает по-настоящему зрелыми.
Ответственность - это бремя, возлагаемое на нас Богом, и мы
знаем, что это бремя легко (Матфея 11:30).
С другой стороны, ответственность представляет собой
способность отвечать на тот вызов, который приходит в
нашу жизнь - отвечать положительно и конструктивно.
Великолепной иллюстрацией взаимосвязи свободы и
ответственности является притча о талантах из 25 главы
Евангелия от Матфея. Она начинается тем, как некий
господин, отправляясь в дальнюю дорогу, поручил рабам
свое имение: "одному дал он пять талантов, другому два,
иному один, каждому по его силе" (Матфея 25:15).
Какие бы мнения ни существовали на этот счет, "бесталанных"
людей не существует. У каждого человека есть определенная мера
даров и способностей, которой он призван воспользоваться.
При правильном обращении, данный нам божественный "капитал"
умножится. Это - естественный процесс.
Русский перевод называет персонажей из притчи "рабами",
или людьми, лично зависимыми от своего господина. Тем не менее,
мы не можем не заметить, что фактически они были свободными
в своих действиях! Они не были закованы в кандалы. Над ними
не стояли надсмотрщики с плетями и палками, которые
контролировали бы каждое их движение. Они были вправе
самостоятельно решать, где, когда и как распорядиться
полученными от господина деньгами.
В финале притчи мы видим, как вернувшийся господин награждает
слуг, которые ответственно подошли к использованию своих
ресурсов и получили прибыль, и осуждает безответственного
слугу, скрывшего свой талант в земле - даже несмотря на то,
что он получил свои деньги в целости и сохранности. Господина
устроила бы любая, даже самая минимальная прибыль. Его устроило
бы и честное признание слуги в том, что он честно
попытался распорядиться талантом, но потерпел неудачу. Но,
к несчастью, слуга был совершенно не готов принять
ответственность, вытекавшую из его свободы действий.
Ему было бы легче работать из-под палки, проклиная свою судьбу.
"И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому
много вверено, с того больше взыщут" (Луки 12:48).
Бог не требует от нас ничего экстраординарного или
невозможного. Принятие ответственности за то, что нам вверено -
это простое и естественное решение. Но именно оно делает
нас реализовавшимися и состоявшимися людьми, живущими
полнокровно и счастливо.