«Всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину,
который выносит из сокровищницы своей старое и новое»
(Матфея 13:52).
Многие представляют собой историю человечества, и историю церкви
в частности, как историю борьбы старого и нового, как
вечное противоборство тех, кто призывает «отречься от старого
мира», и тех, кто настаивает на необходимости «держаться корней».
По поводу законов и движущих факторов этой борьбы существуют
различные мнения, но, тем не менее, факт остается фактом:
мир непрестанно изменяется, и этот процесс невозможно остановить,
вне зависимости от того, считаем мы его хорошим, или же плохим.
Иисус не оставил развернутого учения об идеальном общественном
и церковном устройстве. Тем не менее, приведенный выше
отрывок показывает важный принцип, помогающий нам строить жизнь
на правильном основании. Это – принцип целостности и единения.
Для всестороннего развития, нам необходимо как старое, так и новое.
И консерватизм, и радикализм, и традиции, и новаторство имеют
свое законное место в Божьем плане.
Высокомерное отношение в прошлому, привычка видеть в нем
лишь невежество и заблуждения дорого обходится людям. В своей
книге «Путь», Э. Стенли Джонс пишет следующее: «Консервативные
люди весьма необходимы для человеческого общества. Все лучшее
из прошлого должно быть вписано в структуру настоящего...
Настоящее, отрезанное от прошлого, порождает цивилизацию
срезанного цветка, без корней». Но не менее опасна и
слепая приверженность прошлому, его идеализация и
обожествление, непонимание того, что оно призвано быть
творчески преобразовано в свете сегодняшнего дня.
«Не говори: «отчего это прежние дни были лучше нынешних?»,
потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом» (Экклезиаст 7:10).
Нагорная Проповедь Иисуса показывает, насколько гармонично в
Нем сочетались верность традициям и новаторство. «Не думайте,
что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел
Я, но исполнить» (Матфея 5:17). «Вы слышали, что сказано древним... а Я говорю вам» (Матфея 5:20,21). Иисус не отменял заповедей Моисея – Он возвышал их на новый уровень, очищал от превратного и поверхностного понимания, раскрывал в них новый смысл.
Разве не к тому же призван каждый из нас?
«Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои
уста» (Иеремия 5:19), - сказал Господь пророку. Человек, глаза
которого еще не достаточно открыты для света Духа, склонен делить
весь мир на «драгоценное» и «ничтожное», на «черное» и «белое»,
не замечая оттенков и полутонов. Но Бог желает открыть людям, что
по-настоящему «ничтожного» не существует. Во всем, что создано
Им, содержится потенциал «драгоценного» - если только наши
глаза способны увидеть это.
То прошлое, через которое мы прошли в своем жизненном пути,
может казаться болезненным – но даже смотря на него в свете Истины,
мы можем научиться мудрости.
История человечества может казаться мрачной и жестокой – но даже
она демонстрирует способность людей стремиться к свету и благу
в любых обстоятельствах.
Извлекая драгоценное из всего, что кажется ничтожным, мы
обретаем мудрость для того, чтобы видеть Божье присутствие
в нашей жизни и действовать в гармонии с Ним, созидая
собственное будущее и будущее всего мира.