бэсиято дишмайо.
Рав Тувье Болтон. "Цав"
----------------------------------------------------------------------
Вы могли обратить внимание, что почти в каждой синагоге есть "Вечный
Огонь". Иногда это маленькая лампадка, свисающая с потолка перед
шкафом, где хранят свитки Торы, иногда маленькая лампочка на стене, но
"Вечный Огонь" всегда присутствует в синагоге. А знаете ли Вы, что
источник этого обычая заключен в стих той недельной главы, которую мы
изучаем на этой неделе: "Постоянный огонь будет гореть на жертвеннике
- не потухнет" ("Ваикро" 6:6).
Впрочем, стих этот повествует еще о том времени, когда на храмовом
жертвеннике горел огонь, так что традиция зажигать "Вечный Огонь"
кажется устаревшей на 2000 лет. Кроме того, язык стиха, на первый
взгляд, избыточен. Если огонь должен быть вечным, - очевидно, что его
не следует гасить.
На самом деле, эти слова Торы вовсе не являются ни устаревшими, ни
избыточными. Чтобы объяснить это, я расскажу историю о реб Мендле
Футерфасе.
vvv
Несколько лет своей жизни реб Мендл тяжко трудился в сталинских
лагерях. Будучи хасидом, он не терял времени даром и старался извлечь
урок из всего, что видел или слышал. Во всем, с чем он ни
соприкасался, он искал наставление: как лучше служить Б-гу. И лучшие
уроков ему давали очень необычные учителя.
Один из заключенных, например, утверждал, что он канатоходец. Реб
Мендл не верил ему, поскольку не мог представить себе, зачем человеку
тратить время на то, чтобы ходить по канату и рисковать собственной
головой, в то время как можно просто ходить по земле.
Когда Сталина не стало, и власти ослабили лагерный режим, кто-то из
заключенных предложил это отпраздновать. Канатоходец решил
воспользоваться случаем и продемонстрировать свое умение.
Где-то он разыскал длинную прочную веревку, на высоте около трех
метров над землей закрепил ее на стене одного здания, а затем протянул
к другому зданию, отстоящему от первого почти на пятнадцать метров.
Несколько часов он провел на высокой лестнице, проверяя канат,
подтягивая его и закрепляя, пока, наконец, все не было готово.
В промежутке между зданиями собралась толпа лагерных заключенных.
Долго не рассуждая, канатоходец разулся и решительно взобрался по
лестнице на канат.
Реб Мендл заинтересовался происходящим одним из первых. Вот, как он
рассказывал о том, что произошло:
- Вначале канатоходец встал на канат, сделал несколько шагов, потерял
равновесие и упал. Впрочем, он умел падать, - слетел вниз, как кошка.
Подождав несколько секунд, канатоходец забрался обратно, и... снова
упал вниз. Однако, еще раз забравшись наверх, он приноровился и стал
ходить, а затем и танцевать на канате, перепрыгивая с ноги на ногу в
такт аплодисментам зрителей. Добравшись до другого конца каната,
канатоходец обернулся вокруг себя и, танцуя, вернулся к месту, откуда
начал выступление. Под аплодисменты и крики зрителей он спустился
вниз.
- Пожав каждому из присутствовавших руку, он подошел ко мне, и с
удовлетворенной улыбкой произнес: "Ну что, раввин?! Что ты на это
скажешь?.." Я ответил, что поражен тем, как ему удалось пройти по
такому тонкому канату и не упасть? Канатоходец предложил мне высказать
свои предположения на этот счет. Я безуспешно пробовал отгадать ответ,
пока свой секрет не раскрыл сам канатоходец:
- "Я всегда сосредотачиваю взгляд на точке, к которой я иду, - сказал
он, - и не допускаю даже мысли о том, что могу упасть".
- Несколько секунд канатоходец ждал, пока я обдумаю услышанное, а
затем спросил: "А хотите узнать, что труднее всего?" Я пожал плечами,
а он, с победоносным видом продолжил: "Поворачиваться кругом! Когда
разворачиваешься, на мгновенье теряешь из виду цель! Нужно убить кучу
времени, чтобы научиться разворачиваться!"
- Я сразу же понял, о чем речь, - заключил реб Мендл, - Если хочешь
служить Б-гу, не падая вниз, - нужно всеми помыслами стремиться к
цели. А цель, - добавил он, - в том, чтобы выполнить желание Ребе, -
привести Мошиаха.
vvv
Теперь мы видим, как своевременен сегодня упомянутый выше стих, и как
важно в нем каждое слово. Вот как объяснял его Баал Шем-Тов:
"Постоянный огонь будет гореть на жертвеннике, не потухнет". "Вечный
огонь" - великое и вечное желание еврея служить Б-гу - "будет гореть
на жертвеннике" - всегда должно гореть в мыслях и сердце еврея. И
тогда: "НЕ - потухнет" - тогда все "НЕ" - отрицательное, негативное -
"потухнет", немедленно исчезнет.
Тора сообщает нам то же, что сказал реб Мендлу канатоходец. Если мы
постоянно, всем сердцем и душой будем стремиться к цели, - желать
увидеть Б-га, который предстанет перед нами (как это было во времена,
когда мир был только сотворен (до греха Адама), а потом на горе Синай
(во время Дарования Торы), а потом в Святом Храме, - и снова - во
времена царствования Мошиаха), - тогда мы будем твердо стоять на ногах
и не упадем. Наше желание уничтожит всякое зло, - не только в нас
самих, но и во всем мире! И нет ничего современнее, и нет ничего более
связанного с практикой, чем это!
И тогда вечный свет, действительно, осветит, - и не только синагогу,
но и все творение...
...с приходом Мошиаха NOW!
Рабби Тувия Болтон
Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль
Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>
---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>
Перевод: (c) 2000, <http://www.chassidus.ru>
Редактирование: (с) 2000 <http://yeshiva.ru>
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>
===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)
Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru