Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

"Тора онлайн" плюс "Ешива онлайн". Рав Тувье Болтон.


Служба Рассылок Subscribe.Ru
бэсиято дишмайо.

Рав Тувье Болтон. "Шмейс".

----------------------------------------------------------------------


На этой неделе Тора рассказывает нам об изгнании евреев в Египет.

Глава полна вопросами от начала до конца. Во-первых, какая связь между
названием   "Шмейс   [Имена]"  и  темой  этого  раздела  -  изгнанием?
Во-вторых,  почему  Б-г  обрек  евреев  на 210 лет мучений и рабства в
Египте  без какой-либо явной на то причины? Конечно же, Всемогущий Б-г
мог исполнить то, что хотел, избавив евреев от таких страданий.

В-третьих.  Почему  одно  из  важнейших,  а  может быть и самое важное
послание  во  всей  Торе,  послание: "Я собираюсь освободить евреев из
рабства",  -  было  дано  Мейше не с пылающей огнем горы, не из океана
ослепительного  света,  а из кустарника "снэ". - Б-г раскрылся Мейше в
кусте, на котором не растут даже ягоды! Что Повелитель Вселенной делал
в таком месте?!

И, наконец, в самом конце нашего раздела Мейше, следуя указаниям Б-га,
убеждает  евреев  в  том,  что  их  рабству настал конец, а он, Мейше,
выведет  их  из  Египта... и, как результат этого, рабство УСИЛИВАЕТСЯ
еще более...

Как же все это понимать?

Ответить на заданные вопросы поможет следующая история.


                                v v v

Шломо  и  Мендел  были друзьями с детства. Вместе они ходили в хедер и
ешиву, вместе открыли бизнес, а теперь совместно достигли в нем удачи.
Теперь они стали миллионерами даже "по российским стандартам".

Их  успех  был головокружительным. Пять лет назад, целыми днями изучая
Талмуд,  они  сидели  в ешиве. Их мир был ограничен рамками еврейского
квартала  Минска.  Нынче  же они были предпринимателями международного
масштаба.

Друзья  были настолько заняты зарабатыванием денег, что у обоих еще не
было  семьи.  На то, чтобы обзавестись ею, требовалось время, которого
вечно  не  хватало.  Дополнительную  сложность  создавало то, что они,
по-прежнему, оставались религиозными евреями.

Впрочем,  было  похоже,  что  по  мере  того,  как  они  поднимались к
богатству,     друзья     отдалялись     не     только    от    своего
материально-необепеченного   прошлого,   но   и  от  еврейского  тоже.
Путешествия  "открыли  им  глаза".  Черно-белые страницы Торы не могли
сравниться с разноцветными пейзажами и свободным стилем жизни Берлина,
Парижа или Вены.

Но  самое  главное  - что сегодня, отправляясь в своей повозке в Минск
для  совершения  важной  сделки,  они  были  счастливы, преуспевающи и
двигались  вперед.  Сегодня  они  хорошо  провели  время,  погода была
чудесной, настроение - соответствующе приподнятое.

Когда  солнце  стало  заходить,  а  в  те  дни,  почти  200 лет назад,
путешествовать  ночью  было  невозможно,  Шломо и Мендл остановились в
попавшейся на их пути деревне, и сняли номер в гостинице, чтобы поесть
и хорошо выспаться.

Маленькая  столовая  была  пуста, но вскоре рослый дружелюбный старик,
хозяин  гостиницы,  с  улыбкой  приветствовал  их,  проводил к столу и
поинтересовался, что бы они хотели заказать на ужин.

Когда они попросили меню, хозяин пристально посмотрел на них и вежливо
спросил:

- Извините, господа, но разве вы не евреи?

В ответ друзья улыбнулись, удивленно переглянулись и ответили:

- Мы, действительно, евреи. Но, помилуйте, какая Вам разница?

- Я могу принести вам кошерную еду, - ответил хозяин. - Вы ведь так ее
называете:  "кошер"?  Так  я  могу вам ее раздобыть, только это займет
немного больше времени, может, полчаса. Желаете подождать?

Шломо  и  Мендл  снова переглянулись, с облегчением вздохнули и дружно
улыбнулись,  как  бы  говоря:  "Послушай,  приятель!  Не делай из мухи
слона".

- Что Вы, что Вы. Принесите нам просто хорошего мяса и вина. О цене не
беспокойтесь. Несите лучшее, что у Вас есть.

- Отлично... - промолвил хозяин гостиницы. - Айн минут. Сейчас вернусь
и принесу вино. Приготовление мяса займет немного времени.

Старик  вышел  из  комнаты,  а  наши  бизнесмены уютно расположились в
креслах и, обсуждая дела, закурили по сигаре.

Неожиданно  дверь распахнулась, и с лицом красным, как свекла, сверкая
налившимися  кровью  глазами,  словно  дикий  зверь,  ворвался хозяин.
Рукава  его были засучены, обнажая мускулистые руки, а в поднятой руке
он держал ...огромный, острый, как бритва, топор.

-  Вы умрете! - завопил он. Вы оба - покойники!! Я разбойник и убийца,
и  кого-нибудь  вроде вас, жирные жиды, я как раз и поджидал!! Руки на
стол и не двигаться! Вот так. Одно движение и!.. - он угрожающе поднял
топор, чтобы в любой момент быть готовым ударить.

-  Нет!!!  О нет!! - закричали "постояльцы", не отрывая рук от стола и
окаменев от страха. - Нет!!! Пожалуйста! Б-же, Нет!!

Ха!  -  сказал  хозяин  гостиницы. - Вы, евреи, я слышал, очень любите
молиться,  да?  Если хотите помолиться, я дам вам еще несколько минут.
Вставайте! Руки за голову!

Сын  хозяина обыскал обоих и втолкнул их в маленькую спальню на первом
этаже.

-  Даю  вам пять минут. Окно забито. В шкафах ничего полезного для вас
нет, так что не думайте, что сможете спастись...

Как  только  дверь  комнаты  закрылась,  оба  мужчины рухнули на пол и
стали,  рыдая,  молить  Б-га  о  прощении.  Чем могли им теперь помочь
деньги?  Какую  ценность имели пьесы и оперетки, которые они посещали?
Каждая  минута,  потраченная на эту ерунду, будто возвращалась, иглами
выжигала  клеймо на их сердцах. Все, чего они хотели нынче, - очистить
свои грешные души перед ужасным концом. Шломо и Мендл вспоминали слова
молитвы, они молились, буквально изливая свои души Б-гу.

Через пять минут дверь медленно отворилась и перед ними, с добродушной
улыбкой  на  лице, предстал... хозяин гостиницы. Топора в руках у него
уже не было, более того, он даже наклонился, чтобы помочь им встать.

-  Да  не  собирался  я  никого  убивать, - произнес он смущенно. - Да
простит меня Г-сподь. Я не убийца и даже не вор. Извините, что напугал
вас, но мне пришлось так поступить.

Хозяин помог им отряхнуться. Что это было? Чудо? Сон?

-  Позвольте мне все объяснить. Идите сюда, сядьте за стол. Я расскажу
одну историю. - Хозяин проводил их к столу, сел напротив и продолжал:

-  Почти  двадцать  лет назад, в середине зимы, где-то в конце войны с
Наполеоном,  в  моей  гостинице  остановилась  группа евреев. - Евреев
тридцать  на  повозках.  Это  были настоящие евреи, не такие как вы, -
верующие,  при  бородах.  Они сказали, что в одной из повозок лежит их
Рабби.  Он  был  болен  и нуждался в ночлеге. Все в деревне ненавидели
евреев, я тоже не хотел пускать, но вышел и взглянул на больного.

- Надо сказать, что я в жизни не видел никого более чистого и святого.
Я почувствовал себя ребенком, чуть не расплакался... Я сказал, что дам
место  Рабби,  если  он  пообещает  мне три вещи. Во-первых, что моего
старшего  сына  не  заберут в армию. Во-вторых, что я проживу долгую и
здоровую жизнь. А в третьих, что моя гостиница будет процветать.

- Все полученные мной обещания исполнились. Здоровый, как бык, сын был
вышвырнут  из  кабинета призывной комиссии, едва переступив порог. Мне
уже за восемьдесят, а я никогда не болел, и гостиница моя процветает.

-  Так  или  иначе,  обещания  я получил. Я впустил святого. Вскоре он
скончался  и был похоронен поблизости в городе Гадяч. Перед смертью же
он  просил  меня,  что,  если  когда-нибудь  ко мне придут два еврея и
откажутся  есть  кошерную  пищу,  я  должен  буду  напугать  их и даже
угрожать смертью, но прости, Господи, не причинить им зла.

- С тех пор вы первые евреи, которые явились ко мне в дом и отказались
от кошерного.

Шломо  и  Мендл  были  настолько  потрясены  услышанной  историей, что
отправились  в  Гадяч и выяснили, что святым, умершим в гостинице, где
они  останавливались,  был  рабби Шнеур-Залман из Ляд, автор "Таньи" и
основатель хасидизма Хабад. (Его йор-цайт отмечается 24 Тейвес).

Друзья молились и плакали на его могиле, а затем отправились в Любавич
к преемнику Алтер Ребе - рабби Менахем Мендлу, и полностью вернулись к
еврейству.


                                v v v

Основной  смысл  истории, приведенной выше, в том, что для того, чтобы
еврейство  смогло,  действительно,  физически  повлиять на них, героям
рассказа пришлось страдать, сделаться покорными и обратиться к Ребе...

Вот  почему наша глава называется "Имена"! Имя делает то же самое. Оно
пробуждает  душу  человека: лежащий без чувств, приходит в себя, когда
слышит  собственное  имя. Имя объединяет его с внешним миром, ведь имя
существует только для того, чтобы другие могли к нему обратиться.

Покуда  не  была получена Тора, Иудаизм был, преимущественно, духовным
делом.  Не существовало другой, кроме обрезания, заповеди, связанной с
материальностью.

Египетское  изгнание  должно  было  пробудить евреев, подобно "имени",
подобно  страху  и  унижению  в  нашей  истории  о  двух  бизнесменах.
Пробудить,  чтобы научить смирению, связать их с Мейше и подготовить к
получению Торы, с целью превращения этого мира в б-жественное место. В
этом  предназначение евреев и тема главы и книги в целом. (Вот почему,
стоя  у  горящего  куста,  Мейше спросил у Б-га Его Имя. Задачей Мейше
было показать евреям, как соединить скрытое с раскрытым).


                                v v v

Вот почему Б-г раскрылся именно в огненном кусте.

Мейше  собирался  принять  на  себя руководство народом. Наверняка ему
предстояли трудности, расхождения во мнениях, даже борьба за власть, и
Мейше  мог  поддаться искушению поддержать могущественных, популярных,
изучающих  Тору.  -  Б-г  указал  ему,  что подлинный огонь Иудаизма и
святости  находится  в простых и скромных людях, в тех, кто подобно не
имеющему  плодов  кусту  "снэ",  не являются гениальными, популярными,
могущественными... все, что у них есть - это аШем.


                                v v v

Но  последний,  самый  трудный вопрос: почему аШем не освободил евреев
сразу, как только Мейше объявил, что для этого настало время?

На  самом  деле,  этот  вопрос  я  задаю себе по несколько раз в день.
Десять  лет  назад  любавический  Ребе  сказал,  что  Мошиах пришел, и
Освобождение начинается!

Почему  аШем  не  освободит  нас  немедленно, почему еврейский народ и
остальной мир должны страдать?!!

Нам нужен Мошиах сейчас!!

MOSHIACH NOW!!


Рабби Тувия Болтон

Ешива Ор Тмимим,
Кфар Хабад, Израиль

Have comments? Want to subscribe? -
Check out our Website: <http://www.ohrtmimim.org>;
& our TORAH website: <http://www.ohrtmimim.org/torah/>;

---
Составление: (с) "Ohr Tmimim" <http://www.ohrtmimim.org>;
Перевод: (c) 2000, <http://www.chassidus.ru>;
Редактирование: (с) 2000 <http://yeshiva.ru>;
Из материалов "Yeshiva on-Line": <http://yeshiva.ru>;


===
"YESHIVA ON-LINE" is one of the educational programmes of
Yeshiva "TOMCHEI-TMIMIM" - Lubavich, Petersburg (Russia)

Visit Yeshiva.RU at: http://yeshiva.ru


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное