Раби Менахем-Мендель из Коцка был одним из тех немногих людей, которые могут сказать словами Пастернака «во всем мне хочется дойти до самой сути». Обладая при этом острым умом и глубокой мудростью, он не мог вынести поверхностного отношения к чему бы то ни было. Ярчайший пример того – сам факт, как раби Менахем-Мендель стал раби из Коцка. Вначале ему было невероятно трудно найти свое место, потому что раби Менахем-Мендель никак не мог смириться с холодным равнодушием, встречавшим его повсюду. В конце концов,
раби с учениками появился в Коцке и тут их нетрадиционно встретили... градом камней. "Что ж! Доброе предзнаменование! - обрадовался рабби. – Вот здесь мы и остановимся. Тут, по крайней мере, народ не безучастен. К тому же невооруженным взглядом видно, что местные жители умеют постоять за то, что они считают истиной."
Однажды его в шутку спросили: «Чье положение на лестнице выше – того, кто находится на верхней ступеньке, или на нижней?». На это раби, совершенно серьезно ответил: «Все зависит от того, кто куда направляется!»
В этих парадоксалных словах – глубочайший смысл! Естественно, большую роль в жизни играет то положение, которое ты занимаешь на данный момент. С поверхностной точки зрения, именно оно и отражает подлинную ситуацию. Но необходимо помнить, что с точки зрения иудаизма, гораздо важнее не то, где ты находишься, а то, куда ты стремишься. Человек, чьи помыслы - ввысь и только ввысь, даже находясь на самой низкой ступени жизненной лестницы, стоит намного выше, чем тот, кто, находясь на ее вершине, желает лишь половчее
спуститься с неподохящего ему пьедестала.
Месяц Элуль, последний месяц перед еврейским Новым Годом, в нашей традиции считается наиболее благодатным временем для самоанализа и раскаяния. В этот период каждый из нас, независимо от того, на каком уровне он находится в данном отрезке времени, может и должен решить, в каком направлении он собирается двигаться в будущем:
Или ввысь стремиться всей душой,
Игнорируя гремучих змей шипенье,
Честным быть всегда самим с собой,
Невзирая на общественное мненье.
Или все же выбрать путь простой,
Где границы все сомнением размыты
И мечтать о рыбке золотой
Под обломками разбитого корыта...
Недельная глава «Ки теце» («Как выйдешь»)
Знаете ли вы, какая недельная глава наиболее насыщена количеством заповедей? Да-да, именно в главе «Ки теце», которую мы читаем на этой неделе, содержатся 74 из 613 заповедей Торы. Она продолжает нас знакомить с законами войны по-еврейски, различными положениями брака, огромным числом заповедей милосердия, а заканчивается особой заповедью помнить о вечной войне с Амалеком.
Для многих любая религия является синонимом фатализма: все и так заранее предопределено свыше, а значит нет смысла во всех наших стараниях. Такие мысли чаще всего приводят или к параллизирующей пассивности, или к озлобленной вседозволенности (ведь всегда можно будет скинуть свои злодеяния на счет того, кто якобы руководит мной как марионеткой). Что же говорит по этому поводу иудаизм? Посмотрим сегодняшнюю недельную главу.
«Когда будешь строить новый дом, сделай ограждение на твоей крыше, чтобы не пролилась кровь в твоем доме, если упадет с нее падающий.» (Дварим 22:8) Итак, будучи религией парадокса, иудаизму как всегда успешно удается «объять необъятное» и связать на первый взгляд совершенно противоречивые вещи: с одной стороны – «упадет с нее падающий» ( т.е., как объясняет Талмуд, тот, которому суждено упасть), а с другой – «сделай ограждение». Но, позвольте, ведь если человеку и так суждено упасть, то к чему делать ограждение?
Но в том-то и дело, что даже если что-то предопределено в общих чертах, это никоим образом не освобождает меня от моих личных обязанностей!
Да, если мне не достался IQ супер-гения, я никогда не стану вторым Эйштейном, но зато в пределах своих способностей, я могу развить их ровно настолько, насколько пожелаю. И недаром вздыхал знаменитый праведник рав Зюся, что если на неподкупном небесном суде его спросят, почему он не был Моше-рабейну, он найдет, что ответить, но вот если ему зададут вопрос, почему он не был настоящим равом Зюсей (другими словами, почему он не реализовал свой потенциал на все сто процентов), то он просто не знает, что и ответить.
И неважно, что и как предопределено в глобальных событиях мирового масштаба, я лично обязан прилагать максимальные усилия для того, чтобы несмотря ни на что оставаться человеком, сохраняющим те самые Б-жественные «образ и подобие» так, как того требует Тора. Типичный пример – наказание египтян. Казалось бы, за что их наказывать, если в самой Торе черным по белому написано, как Творец говорит Аврааму, что евреям суждено быть порабощенными в Египте? Но в том-то и дело, что хотя в общих чертах, пророчество и существовало,
но кто сказал, что лично ты, Рамсес, или ты, Тутанхамон, или ты, Владимир Ильич должен быть тем, кто возьмет в своих руки кнут поработителя? И хотя Жаботинский в свое время гордо считал одним из признаков Израиля в качестве «нормального государства» наличиев нем своих преступников и девиц легкого поведения, весьма сомнительно, что кто-то станет грабителем исключительно из оснований, что по статистике в каждом городе должно быть N–ное количество бандитов.
Еврейский мудрец рабби Акива около 2000 лет тому назад резюмировал все вышесказанное одной единственной фразой: «Все (в глобальном плане) – предопределено, но (каждому лично) дана свобода воли» . Желаем каждому читателю использовать эту свободу по назначению! Шабат шалом!
Жемчужины еврейского комментария
«А ты устал и измучен, и (Амалек) не боялся Б-га» (Дварим )
Хэфэц-Хаим, известнейший еврейский мудрец и праведник, поднимает следующий вопрос: какую связь видит Тора между тем, что еврейский народ был «устал и измучен» и тем, что Амалек не боится Б-га?
И сам же отвечает на поставленный вопрос: нападая на еврейский народ, Амалек опирался на максимально точный с материальный точки зрения расчет – использование усталости и крайней потери мотивации еврейского народа. И лишь один весьма немаловажный фактор демонстративно проигнорировал Амалек – фактор существования Б-га в среде народа Израиля, Б-га, только что на глазах всего человечества выведшего еврейский народ из египетского рабства и свершившего чудо рассечения Красного Моря. Если бы не тонкий рациональный
расчет во всем остальном, поведение Амалека можно было бы оценить как продиктованое слепой иррациональной ненавистью к евреям. Но нет, Амалек намеренно подчеркнул – в моих рассчетах учитываются все малейшие детали, и только понятию Б-га в них места нет. Подчеркнул и… был разгромлен. По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами!
Женский уголок
К сожалению, в наше время многие слова, как и многие вещи, утратили свою первозданную ценность. Возьмем для примера знакомое слово «прости». Как часто мы используем его действительно по назначению, искренне выражая свое сожаление за нашу вину? Если уж мы и склонны употреблять это нелегкое слово, то совершенно в противоположном контексте, вроде «Прости, но ты неправ!»
Как уже было сказано, месяц Элуль идеально подходит для выражени раскаяния о своих проступках и для попытки заслужить прощения. А у кого, как не у самых близких, нам больше всего есть, за что просить прощения? Так почему бы не приступить к этому прямо сейчас и не начать искренне использовать слово «прости» по его прямому назначению?
А следующие блюда помогут каждому смягчить горький привкус обид, остающихся, как мы надеемся, навсегда в прошлом.
Иерусалимский Кугель
Отварить пол-кило вермишели в несоленой воде. Смешать со ст.л. соли, ст.л. перца, 4 ст.л. сахара и 4 яйцами,
. Стакан сахара растопить в 0.75 стакана кипящего растительного масла до темно-коричневого цвета. Смешать с вермишелью. Печь час в смазанной форме в духовке с умеренно-слабой температурой.
Золотые рыбки.
Приготовить фарш из 1 кг рыбного филе, 2 луковиц, 1 ст.л. кетчупа, перца и соли. Сформировать в виде рыбок и запекать 40 мин. в средненагретой духовке.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Бенчик, ты не мог бы одолжить мне на пару недель три тысячи долларов?
- Сколько-сколько? Да такую сумму я не одолжу и родному брату!
- Ну, кто лучше тебя знает твоих родственников...
Группа международных туристов совершала круиз по арабским странам. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется пара вооруженных террористов с криками: «Смерть неверным!». Вдруг вперед выходит щупленький израильтянин и слезно молит: Перед смертью выполните мое последнее желанье, ударьте меня кулаком в лицо!
- С удовольствием! - ухмыляется один из террористов и бьет израильтянина. Тот сплевывает кровь и говорит:
- А теперь, пожалуйста, в живот.
Террористы с неменьшим злорадство выполняют и эту просьбу. Израильтянин падает, встает и просит:
- А теперь - самое последнее желание: бейте меня ногами.
Террористы сваливают его на землю и принимаются топтать. И тут, неожиданно для всех, израильтянин выхватывает откуда-то пистолета и двумя выстрелами убивает террористов. Остальные туристы, потрясенные, помогают ему подняться, благодарят за чудесное спасение и в недоумении спрашивают:
-Скажите, пожалуйста, а почему Вы не прикончили этих террористов с самого начала и просили их так страшно избивать вас?
-Как почему? Для того, чтобы вы не посчитали меня агрессором!