Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Два царя в одной короне

До еврейского Нового Года – Рош-Ашана – остался ровно месяц.
На тему еврейского календаря можно говорить очень и очень долго. Возьмем для примера хотя бы такой факт: евреи невероятным образом сумели усидеть сразу на двух стульях, используя не солнечный - Григорианский, не лунный – мусульманский, а свой, лунно-солнечный календарь. О его построении можно писать целые трактаты. Хотя, в принципе, мудрецы Талмуда уже проделали это задолго до нас.
Итак, еврейский месяц начинается с появления на небе первого крошечного серпика новой луны. Той самой Луны, о которой существует следующая притча.
Вначале Луна и Солнце были равны по своему размеру и по силе сияния. И тогда Луна обратилась к Творцу: «Двум царям не поделить одной короны!» На это Творец ей ответил: «Что ж, тогда пойди и уменьши свое сияние.» Тут Луна возмутилась: «За то, что я сказала справедливые вещи, я же должна страдать?!»
Вопрос справедлив? Безусловно! Но...лишь на первый взгляд. Во-первых, разберемся, а что именно желала Луна? Ведь она явно домогалась каких-нибудь реформ. Если уменьшить свой свет не входило в ее планы, то, значит, она намекала на то, что стоит уменьшить свет кого-то другого. Читай: Солнца. Таким образом, наказание за попытку подставить друга совершенно четко отражало еврейский принцип «мера за меру».
Но и это еще не все. Одну минутку! А кто вообще сказал, что ты – царь?! Если твой яркий свет настолько ослепляет тебя саму, что ты перестаешь видеть порядок и гармонию всего, что происходит вокруг, то нет другого выхода, как приглушить тот самый свет!
И все-таки, как мы уже согласились, в претензиях Луны была доля справедливости. И разве справедливо страдать, пусть за частичную, но все же справедливость? Не беспокойтесь, Луна получила свою компенсацию. И наш рош-ходеш, ежемесячное новомесячье – одна из этих даней справедливости...
Что ж, в притчах есть всегда намек, извлеки-ка свой урок!

Недельная глава Шофтим

Недельная глава разбирает законы, касающиеся еврейских лидеров: судей, царей, пророков и священослужителей. А в заключение, даются законы поведения еврейской армии во время войны.

В заповеди об еврейских царях говорится: «Только пусть не будет у него слишком много коней...и не будет у него много жен, чтобы не отвернулось его сердце (от веры в Б-га) и пусть не будет у него излишка серебра и золота».
Те, кто немного знаком с еврейской историей, сразу заметят, что эта заповедь является полной противоположностью того, что происходило позже, в эпоху правления третьего еврейского царя Шломо (Соломона) сына Давида. Как известно, царь Шломо являлся одним из богатейших людей всех времен и народов. Что касается жен, то общее количество его браков равнялось примерно...тысячи. Большинство из них были заключены по политическим соображениям: чтобы добиться мирного сосуществования с соседними народами, царь Шломо породнялся
с царствующими династиями, женясь на их дочерях.
Но неужели царь Шломо был незнаком с данной заповедью?! Или, может быт, он полагал, что мир – цель настолько благородная и исключительная, что оправдывает все средства, включая нарушение прямой заповеди Торы?!
Что касается последнего предположения, то ведь недаром на несколько абзацев выше в данной недельной главе нам говорится «К справедливости, к справедливости стремись!» Раби Симха-Буним из Пшисха поясняет, что настоящей справедливости можно достичь только по-настоящему справедливым путем! Цель не оправдывает все средства! Робин Гуд – герой не еврейский!
Упрекать царя Шломо в недостатке знаний также невозможно. Как свидетельствуют еврейские источники, царь Шломо был мудрейшим человеком за всю историю человечества. «Соломоного решение» стало крылатой фразой далеко за пределами языка иврит. Все тайны Торы, досканальный смысл почти всех 613 заповедей ему был ясен, как на ладони. Но что касается данной заповеди, царь Шломо не видел даже особого смысла искать в ней какой-либо особо-глубокий смысл. Ведь ее цель прямым текстом объясняется в самой Торе: «чтобы не отвернулось
его сердце (от веры в Б-га)». А раз так, то если человек достиг такого уровня мудрости Торы, что никакие сомнения ему нипочем и у его сердца нет ни малейшего шанса «отвернуться», не означает ли это, что запрет Торы отпадает сам собой? На первый взгляд рассуждения царя Шломо кажутся весьма логичны.
Но не случайно предупреждают нас еврейские источники: «Не верь в свои силы до твоего последнего дня» и «Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия!» Вот как описывает книга Царств исход эксперимента Шломо:
«А к старости Шломо его жены отвратили его сердце к другим идолам и его сердце не полностью принадлежало Всевышнего, как сердце его отца Давида». Нет! Царь Шломо не стал идолопоклонником! Но слишком толерантно относясь к идолопоклонческим проделкам своих жен и их влиянию на весь еврейский народ, он тем самым потерял нечто гораздо существеннее мудрости. Нечто, чем обладал его отец, царь Давид, чья мудрость уступала мудрости сына. Кстати, и об этом «нечто» говорится в текущей недельной главе: «Будь цельным с Б-гом».
Стать цельным человеком – вот цель и задача каждого из нас! А для этого, давайте для начала прислушаемся к голосу Торы, даже если на первый взгляд нам, подобно Шломо, кажется, что мы итак все понимаем....

Женский уголок

К сожалению, в наше время многие слова, как и многие вещи, утратили свою первозданную ценность. Возьмем для примера знакомое слово «прости». Как часто мы используем его действительно по назначению, искренне выражая свое сожаление за нашу вину? Если уж мы и склонны употреблять это нелегкое слово, то совершенно в противоположном контексте, вроде «Прости, но ты неправ!»
Месяц Элуль идеально подходит для выражения раскаяния о своих проступках и для попытки заслужить прощения. А у кого, как не у самых близких, нам больше всего есть, за что просить прощения? Так почему бы не приступить к этому прямо сейчас и не начать искренне использовать слово «прости» по его прямому назначению?
А следующие блюда помогут каждому смягчить горький привкус обид, остающихся, как мы надеемся, навсегда в прошлом.

Салат «особый»

Смешайте содержимое банки консервированной кукурузы с половиной банки черных маслин, нарезанных «колечками», нашинкованной луковицей и копченым лососем, порезанным на тонкие полоски. Заправьте майонезом. Размельчите 100 г печенья или чипсов со вкусом лука со сливками. Посыпьте ими салат.

Десерт «солнце за облаками»

Нарежьте апельсин кружочками. Густо посыпьте тертым сыром. С помощью кондитерского шприца выдавите взбитые сливки. Сверху посыпьте растворимым кофе. Украсьте засахаренными вишнями.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Приемная комиссия в израильской армии:
- Представьте, вы в поле. Впереди вас - враг. Ваши действия?
- Хватаю автомат и убиваю врага.
- Правильно. Следующая ситуация: вы в поле, впереди вас враг, слева и
справа тоже враги. Ваши действия?
- Хватаю автомат и убиваю всех.
- Правильно. Такая ситуация: вы в поле, перед вами три врага, сзади тоже
трое, справа/слева опять же по три и, еще танк едет. Ваши действия?
- Хватаю автомат и всех убиваю. Потом бросаю гранату и подрываю танк.
- Правильно. А вот такая ситуация: вы в поле, впереди полк врагов,
справа/слева/сзади по роте, три танка из-за холма показались и пяток
вертолетов пикируют. Ваши действия?
- А можно вопрос?
- Можно.
- Я - единственный солдат Израильской армии?
*
Авраам в цветочном магазине заказывает сто одну розу для своей любимой Саррочки.
- Интересно, что же вы такого натворили?! - изумляется продавщица.

В избранное