Итак, дни, соединяющие два еврейских праздника – Песаха и Шавуот, называются днями счета Омера и считаются полутраурными. Вчастности, в память об эпидемии, за этот короткий период унесшей жизни 24 000(!) еврейских мудрецов, учеников знаменитого раби Акивы. Но евреи – народ неунывающий. И вот посередине этих полутраурных дней наступает 33-й день счета Омера (т.наз Лаг баОмер), полупраздничный. В этот день - день памяти величайшего каббалиста раби Шимона бар Йохая, автора основопологающего труда еврейской мистики,
книги Зоар - справляются самые веселые еврейские свадьбы, устраивают детские шествия и соревнования по стрельбе из лука, собираются вместе у горящих костров.
Праздник огня. А ведь огонь, как известно, дело нешуточное, и даже опасное. Достаточно одной маленькой спички, чтобы вспыхнул гигантский пожар. Какая невероятная разрушительная сила!
Древнее деление всей существующей материи на четыре основных элемента – воду, воздух, землю и огонь – людям современным, знакомым с таблицей Менделеева и строением атома, по меньшей мере, кажется наивным, пригодным разве что для любительской астрологии. А между прочим, эти четыре элемента совершенно точно и четко определяют четыре единственно возможных состояний материи: твердое (земля), жидкое (вода), газообразное (воздух) и, наконец, ионическое (огонь). Из всех них, именно четвертое является самым редким,
самым причудливым, можно сказать самым «нематериальным».
В еврейской традиции огонь – символ индивидуализма. Индивидуализма эгоистичного, индивидуализма бунтующего, и вместе с тем, всеми фибрами своей души стремящегося ввысь. Ввысь, пожирая порой своим пламенем все и вся вокруг. Включая себя...Как те ученики раби Акивы, проникшие в величайшие тайны бытия, но не готовые разделить свой почет друг с другом. Разрушительная сила огня...
Но вот наступает Лаг баомер и учит нас,
Что даже в самом злейшем зле
Зерно добра произрастает.
Ребенка в муках мать рождает,
И скрыт рассвет в полночной мгле.
Величайшая тайна! Тот же самый огонь, при его правильном использовании нас одаряет теплом и светом. Тот же самый всепожирающий огонь, символ исключительного индивидуализма, мы можем превратить в костер, объединяющий всех нас в радости вокруг себя. Какая сокрушительная сила! Сила единства!
Недельная глава «Эмор»(«Скажи»)
В данной недельной главе подробно разбираются законы коэнов, некоторые детали жертвоприношений, а также законы еврейских праздников: Песах, Шавуот, Рош-Ашана, Йом-Кипур, Сукот и Шмини-Ацерет.
Итак, как же евреи справляют свои праздники? Русский корень «праздно», подчеркивающий пустоту и безделье, вряд ли подходит для описания возвышенной атмосферы еврейских праздников, названных в Торе общим названием «йом-тов» – «хороший день», «день, наполненный добром». Для нас праздник – не просто лишний повод расслабиться и пожарить шашлык на природе. Уже в самих определениях видна огромная разница между «общепринятым» и еврейским подходами к своим особым датам. И не случайно вместо внешней суетности выпивки,
закуски и остальных похожих времяпровождений, к сожалению, ставшей неизменным уделом таких «общепринятых» празднеств, иудаизм подчеркивает глубокий внутренний смысл, наполняющий праздники по-еврейски.
Нет-нет. Речь ни в коем случае не идет об отказе от закуски или от каких-либо других радостей жизни. Скорее наоборот. За исключением святейшего Йом-Кипура, в свои праздники евреи ничуть не обделены всяческими наслаждениями. Так, например, существует особая заповедь встретить праздники нарядными одеждами и вкусным, сытным обедом.
Но вся разница в том, что все эти материальные наслаждения являются не целью, а всего лишь средством достижения той особой праздничной гармонии (гармонии с Творцом, с окружающим нас миром и с самим собой), а также духовного единства еврейского народа, превращающих ту или иную дату в «день, наполненный добром». Бессмысленые же гулянки и обжорство, заслоняющие собой главный смысл праздников, подчас даже граничат с грехом.
Как ни печально это признать, человек склонен быстро пресыщаться как аппетитнейшими лакомствами, так и любыми другими плотскими наслаждениями. Единственные возможности продлить эти удовольствия – либо «увеличить дозу» (Виленский Гаон сравнивал этот феномен с эффектом соленой воды: пока мы ее пьем, она как будто утоляет жажду, но буквально через пару минут она возбуждает в нас жажду с новой силой), либо постоянно сменять объекты удовольствия. Человеку, изо дня в день питающемуся ананасами с рябчиками, даже щи
да каша покажутся деликатесами. И так во всех областях жизни.
Но неужели нет никакого другого способа достичь стабильного удовольствия, не прибегая при этом ни к «методу наркомана», ни к метаниями в донжуановском стиле?
Сказать по правде – есть. И именно он подсказан Торой. Наглядным примером могут служить все те же еврейские праздники. Да, все наслаждения материального мира конечны и рано или поздно наступает момент пресыщения. Но только когда они лишены всякого внутреннего смысла! Наполняя же все эти, пусть самые оматериализованные, радости неповторимым глубоким значением, соединяя самые «низменые» удовольствия с наслаждением духовным, мы в состоянии почувствовать настоящее прочное счастье.
И мы искренне желаем всем нашим читателям добиться этого счастья!
Есть вопросы? Наш почтовый ящик - vzglad@hotmail.com – как всегда к вашим услугам!
Жемчужины еврейского комментария
«…сосчитайте 50 дней и приблизте (преподнесите) новое подношение Б-гу» (Ваикра 23:16)
Так говорит Тора о приближающемся празднике Шавуот. Комментатор Кли Якар замечает, что в самой Торе нигде не упоминается прямым текстом общеизвестные значения праздников Шавуот –День Дарования Торы - И Рош-Ашана - День Суда. И это, конечно, не случайно.
Дело в том, что совсем необязательно дожидаться Шавуота, чтобы принять на себя Тору. Каждый день Она может и должна стать для нас «новым подношением», каждый миг она может нас заново приблизить к Источнику. И точно также еврей не должен чувствовать, что суд за его проступки ожидает его только в Рош-Ашана, а тогда-то и настанет подходящий момент для исправления. Нет! Каждый день, каждый миг мы как бы стоим перед судом и точно так же каждую секунду у нас есть неповторимый шанс исправить себя.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.
Женский уголок
Сегодня мы решили предложить вам несколько рецептов элегантных десертов. И хотя десерт обычно считается самой долгожданной и любимой частью трапезы, многие хозяйки, по-видимому, вздохнут при мысли о калорийности и стоимости этого достойного завершения обеда.
Что ж, спешим вас успокоить. Еврейская традиция гласит, что все материальные затраты, связанные с затратой на шабаты и еврейские праздники (а также на обучение детей в лучших религиозных заведениях), возвращаются человеку, если основным побуждением к этим затратам являлось его искреннее желание наилучшим способом встретить шабат или праздник. А народная молва добавляет, что точно так же праздничная пища, съеденная как часть исполнения заповеди «радуйся в свой праздник», никоим образом не влияет на фигуру, независимо
от количества поглощенных калорий.
Но где же индикатор искренности наших побуждений? Если мы приглашаем гостей (причем не всегда это наши родственники или ближайшие друзья), не скупясь угостить их всеми, даже самыми дорогими явствами с нашего стола, если мы испытываем радость, справляя шабаты и праздники по-еврейски – тогда нет причин сомневаться в искренности наших намерений!
А вот и долгожданные рецепты:
Заварные слойки с мороженным
Вскипятите стакан воды, расплавьте в нем 100 г маргарина. Снимите с огня и добавьте стакан муки с пол-чайной ложкой соли, перемешайте и верните на огонь. Постоянно помешивая, варите до тех пор, пока тесто не образует шар, отлипающий от стенок сосуда. Снимите с огня и по одному влейте в тесто и хорошенько размешайте 4 средних яйца. Слепите 10 шариков и выпекайте 40 минут в духовке при температуре 200оС. Остудите. Сделайте небольшие надрезы в выпеченных шариках и наполните отверстия мороженным (после мясной трапезы
– парве).
Непеченый фруктовый пирог
Раскрошите полтора стакана печенья (около 150-200 г), добавьте 100 г маргарина, четверть стакана сахара и по желанию несколько столовых ложек вина, какао или лимонного сока, так чтобы получилось подобие теста. Прижмите тесто ко дну и стенкам достаточно плоской формы для выпечки. Оставьте на час в холодильнике. Приготовьте по указаниям на упаковке два пакетика кошерного растворимого желе, добавьте 300 г нарезанных фруктов (свежих или консервированных), взбитый яичный белок и пакет взбитых сливок. Перемешайте.
Покройте этой массой основу. Оставьте на ночь в холодильнике.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Лева! Ты не поверишь! Я встpетил девушку, котоpая обещает окpужить меня любовью заботой и лаской. Что ты об этом думаешь?
- Я думаю, как ты будешь выходить из окpужения....
- Что такое еврейское счастье?
- Это краткий промежуток между еврейскими несчастьями.