Сразу же на исходе первого дня праздника Песах мы начинаем так называемый «счет омера», отсчет пятидесяти дней от праздника Свободы, Песаха, до праздника Дарования Торы, Шавуота. Итак, неделя Песаха только начинается, мы едва-едва приобрели вкус свободы, а мы уже смотрим вперед и считаем долгожданные дни до следующего пика еврейской жизни - осмысления цели этой свободы. Ибо свобода без цели - не более чем анархия. И об этом нельзя забывать даже в самый разгар нашего наслаждения этой, только что полученной нами,
свободой.
Что же означает само слово «омер»? Всего лишь мера веса равная приблизительно 2,27 кг. Именно такую меру ячменной муки евреи приносили со времени послеполуденной молитвы второго дня праздника Песах и с него начинался отсчет дней вплоть до самого Шавуота. В сам же Шавуот это 49-дневное жертвоприношение заканчивалось, а в Храм приносились хлеба и плоды урожая. Тут стоит добавить, что в еврейской традиции ячмень всегда считался злаковым второго сорта, в отличие от пшеницы более пригодным в пищу животных, чем
людей. И не спроста именно ячменное приношение характеризует дни счета омера.
Одна из главных целей периода счета омера – наилучшим образом подготовиться к величайшей дате –празднику Шавуот, Дню Дарования Торы. У нас есть ровно 49 дней для создания особого духовного настроя к этому событию.
К тому же эти дни идеально подходят для исправления наших тех или иных недостатков. И хотя работать над собой никогда не помешает, в эти дни ощущается особая необходимая для этого помощь сверху. И все мы можем воочую убедиться в этом, испытав эту поддержку свыше на себе. Достаточно сделать только первый шаг. Как сказано: «Откройте Мне отверстие с игольное острие, и Я открою вам проемы для колесниц». Все мы можем пройти тот нелегкий путь от уровня «двуного животного» (символизируемого снопом ячменя), чья пища
(а вместе с ней и вся материальная сторона жизни), пусть 13 раз просеянная через тончайшее сито (а именно эти требования ставит Тора по отношению к приношению омера), все же остается материально-животной, до уровня Человека (символизируемого хлебным приношением в Шавуот). Осталось лишь сделать тот самый, первый шаг...
Недельные главы «Ки тазриа» и «Мецора» («Больной цараат»)
Эти недельные главы говорят о заповеди обрезания и болезни цараат(обычно переводится как «проказа», но в действительности речь идет о болезни совсем другого рода), порождаемой сугубо духовными причинами.
Наш общий взгляд на мир, как правило, достаточно матеариалистичен. Мы твердо верим в незыблимость законов природы, различные физические закономерности и т.п. Не для кого из нас не секрет, что если (не дай Б-г) сильно ударить ногу, она будет долго болеть, если поранить палец – из него польется кровь, а если мы перестанем пить – наш организм обезвожится.
О духовной же стороне жизни мы имеем гораздо более расплывчатые понятия, и даже если предположить, что и в духовном мире – свои законы, то трудно представить себе, что их плоскость пересекается с событиями нашей повседневной, вполне матеариальной жизни. И в самом деле, какая связь между духовной святостью шабата и будничным действием включения света? И какая с духовной точки зрения может быть разница, что именно мы употребляем в пищу? Вот христиане, к примеру, постановили для себя «Б-гу – Б-жье, а кесарю –
кесарево», то есть область духовного и область материального сосуществуют в параллельных измерениях без малейшего соприкосновения.
Однако в свете Торы все видится совсем в другом ракурсе – законы физического и законы духовного миров теснейшим образом взаимосвязаны. Примером может служить болезнь «цараат», которой посвящены две последние недельные главы. Совершенно определенные внешние физические симптомы (изменения цвета кожи) имеют под собой совершенно конкретные духовные причины (нарушение различных заповедей – сплетни, ложные клятвы, разврат, гордыня и др.). Иными словами, точно как в случае физических болезней: если один еврей дурно
отозвался о другом или, допустим, дал ложную клятву – его тело (а иногда и дом, и одежда) покрывается пятнами, то есть «пятнистость» является закономерным последствием злословия точно так же, как ушиб является результатом удара, а кровотечение -–следствием пореза.. Духовный закон действует безупречно.
Но почему же тогда, в наши дни мы не встречаемся с подобными явлениями? Все дело в том, что курс лечения этой странной болезни с чисто материальными признаками – чисто духовен. Он состоит в первую очередь из чистосердечного расскаяния больного и бесповоротного решения избегать подобных прегрешений в будущем, а затем - из особой ритуальной процедуры в Святом Иерусалимском Храме. Так как на сегодняшний день мы еще не заслужили востановления Храма, а цель любого наказания свыше никак не лишний раз «поиздеваться»
над нами, а послужить эффективнейшим, наглядным уроком для нашего дальнейшего исправления, за неимением полного курса лечения не сущесвует и сама болезнь.
И хотя на сегодняшний день «цараат» не появляется, Тора, чья актуальность несомненна во все времена, уделяет ей огромное внимание. Не потому ли, что она демонстрирует, насколько наши физические действия отражаются сквозь призму духовных законов на всех аспектах нашей будничной жизни?
Жемчужины еврейского комментария
«А на восьмой день обрежут его крайнюю плоть» (Ваикра 12:3)
Обрезание (брит-мила) – важнейшая заповедь евреев! Это - первая заповедь даннная первому еврею (Аврааму)! И она упоминается вновь в этой недельной главе.
Книга «Сефер Ахинух» в общих чертах разбирает смысл и способ выполнения всех 613 заповедей. И вот что там говорится по поводу заповеди обрезания. Эта заповедь наглядно показывает, что для того чтобы быть настоящим представителем народа Всевышнего недостаточно лишь особых внутренних душевных качеств – необходимо их внешнее проявление, в том числе и постоянный отличительный знак прямо на теле.
Но почему же тогда Б-г не создал евреев изначально обрезанными, чтобы этим заведомо показать всем народам их обособленность?
Все дело в том, что выполнение этой заповеди самими людьми из плоти и крови намекает нам, что как «усовершенствование» тела, так и «совершенствование» души – находится в наших руках.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.
Женский уголок
Одна из главных целей периода счета омера – наилучшим образом подготовиться к величайшей дате –празднику Шавуот, Дню Дарования Торы. У нас есть ровно 50 дней для создания особого душевного настроя к этому событию. К тому же эти дни идеально подходят для исправления наших тех или иных недостатков. И хотя работать над собой никогда не помешает, в эти дни ощущается особая необходимая для этого помощь сверху. И все мы можем воочую убедиться в этом, испытав эту поддержку свыше на себе. Достаточно сделать только первый
шаг. Как сказано: «Откройте Мне отверстие с игольное острие, и Я открою вам проемы для колесниц».
Наверняка большинство хозяек испытывают желание подготовиться к празднику Шавуот и с кулинарной точки зрения. Итак, есть ли какие-нибудь специфические гастрономические тонкости у этого праздника? Вполне. Хотя бы одну из двух обязательных праздничных трапез в Шавуот принято делать молочной.
Аллегория молока в этом контексте достаточна проста: в этот день нам только дарят Тору, мы еще не успели, как следует, вникнуть в нее, другими словами, мы еще как неопытные младенцы. А, как известно, единственная пища грудного младенца – молоко. К тому же и сама Тора, и святая земля Израиля нередко ассоциируются с молоком. Достаточно вспомнить устойчивую цитату из Торы – «земля текущая молоком и медом».
Так давайте же перейдем непосредственно к кулинарному разделу нашей рубрики. С сегодняшнего дня и до самого праздника мы постараемся поделиться с вами некоторыми рецептами из широкого ассортимента молочных блюд – от аппетитных закусок до элегантных десертов.
Салат из сыра с дыней.
Нарежьте кубиками мякоть небольшой спелой дыни и 200 г голландского сыра. Добавьте пол-стакана измельченных орехов и зелень укропа. Посолите по вкусу и заправьте майонезом.
Острая творожная закуска.
Баночку девятипроцентного мягкого творога смешайте с паприкой и перцем (по одной чайной ложки). Добавьте 150 г сыра, тертого на мелкой терке, измельченную головку чеснока, 20 г сливочного масла, тонкие полоски красного болгарского перца и 100 г маслин (желательно черных). Перемешайте, посолите и охладите.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
- Ты всегда соглашаешься со своей женой?
- Далеко не всегда.
- А как она к этому относится?
- Она об этом не догадывается!
Учительница встречает бывшего ученика:- Ой, Йосенька! И чем ты теперь занимаешься?
- Метеорологией
- М-да-а-а... А ведь был такой честный, правдолюбивый мальчик.