Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность, Shabbat shalom!



Падение праведника или немного о физиологии ходьбы

В нашей колонке редакторы мы привыкли цитировать разные литературные источники, афоризмы и, конечно же, анекдоты. Но сегодня в порядке исключения нам бы хотелось в порядке исключения обратиться и к точным наукам. Точнее – к физике. А еще точнее, к «Занимательной физике» Я. Перельмана.
В очередной раз перелистывая эту гениальную книгу, наш взгляд вдруг остановился на следующих словах: «То, что вы делаете десятки тысяч раз в день в течение всей жизни, должно быть вам прекрасно известно. Так принято думать, но это далеко не всегда верно». Эти две фразы мгновенно приковали наше внимание. Увы, действительно! Как часто мы проявляем себя абсолютными дилетантами даже в самых повседневных, будничных вопросах, считая, что привычка и рутина – достаточное объяснение и оправдание всему тому, что мы делаем!
«Лучший пример», продолжает Перельман: «ходьба и бег. Есть ли что-нибудь более нам знакомое, чем эти движения? А много ли найдется людей, которые ясно представляют себе, как, собственно, передвигаем мы свое тело при ходьбе...» Далее сам Перельман в свою очередь цитирует “Лекций по зоологии” проф. Поля Бера. Не вдаваясь в физически подробности, приводимые далее, остановимся на заключении профессора Бера. Итак, «Ходьба - есть не что иное, как ряд падений вперед, предупреждаемых вовремя...»
Не знаем, как вас, а нас эта фраза просто шокировала! Признайтесь, приходилось ли вам задумываться прежде, что все наше движение вперед на самом деле состоит из ряда прерваных падений? Часто ли приходила вам в голову мысль, какая мелочь отделяет каждое наше продвижение от стремительного падения? И не изумляет ли вас тот факт, что не будь этого полупадения, мы бы всю жизнь стояли на месте?
А теперь, давайте вспомним, что все, происходящее в физическом мире, имеет свою проекцию в мире духовном. Еврейский подход «семь раз упадет праведник, но поднимется» всегда удивлял нас. Но в том-то и дело, что и в духовной плоскости, каждое падение, вовремя предупреждаемое нашей силой воли, совестью или уже раскаянием, и является тем промежуточным этапом позволяющим нам двигаться вперед. И заслуга того, кто вовремя обуздывает свои страсти, несравнено велика по сравнению с заслугой того, кто абсолютно лишен таких
страстей. Такое «падение», падение для того, чтобы продвигаться, продвигаться вперед, вперед, несмотря на то, что мы всего лишь люди, люди со своими слабостями, а не роботы-ангелы, такое «падение» - это падение праведника!

Недельная глава «Берешит» («Вначале»)

Недельная глава Берешит говорит о сотворении мира и о жизни первых поколений людей от Первого Человека (адам а-ришон) и Хавы (Евы) до поколения потопа и Ноаха (Ноя).

На фоне остальных фундаментальнейших тем, затронутых в нашей сегодняшней главе, один из первых этапов творения в первый же день сотворения мира, отделения света от тьмы, обычно не заслуживает особо пристального внимания. А между тем, этот эпизод проходит еженедельным лейтмотивом еврейской жизни. А именно: на исходе каждой субботы правоверные евреи прежде чем перейти к повседневным делам, включая еду и питье, выполняют ритуал «авдалы» («отделения») в котором мы благословляем Творца в частности за то, что Он разделяет
между светом и тьмой.
И опять же на фоне глобальных проблем, это акцентирование разделения между светом и тьмой кажется таким мелочным, таким само собой разумеющимся фактом. Ведь разве что слепой не сможет разделить между светом и тьмой! Хотя, постойте. Что именно мы вправе считать светом? Вот, например, если в Торе черным по белому сказано «И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал ночью», то как нам относится к электрическому свету, светящему нам ночью? И к какому периоду дня нам относить сумерки – это все еще свет дня, или уже тьма
ночи? И где она, та граница, за которой свет переходит во тьму и наоборот? И только ли о физическом понятии света говорится в данном отрывке?
Мидраш в частности говорит: свет – деяние праведников, тьма – поступки злодеев. Мы бы могли сомневаться в том, что из них хорошо, если б Тора не засвидетельствовала : «Б-г увидел свет, что он хорош».
Как? Неужели если бы не данные Торы, мы могли бы сомневаться, что предпочтительней – поступки злодеев или деяния праведников?! К сожалению, да.
Легко отличить абсолютное зло от стопроцентного добра. Полуденный свет является явной противоположностью полночной мгле. Но стопроцентный абсолютизм – вещь крайне редкая (если вообще существующая) в нашей жизни. И всегда ли видны нам задатки добра под покровом того, что кажется нам совершенным злом, и так ли заметны корни зла за завесой добродушного добра? Достаточно почитать израильскую прессу, чтобы убедиться в том, как часто порицаем мы непонятное нам поведение праведников, едва ли не считая их «вредителями
поколения»! А сколькими «добрыми намерениями» устлана дорога в ад, не нам вам говорить! Как лучше провести субботы – загорая в биккини на пляже или собираясь всей семьей за шабатним столом? Мы могли бы сомневаться в том, что из этого хорошо, если б не свидетельствовала Тора...
Не только умение пользоваться календарем и часами, для того, чтобы расчитать точное время захода солнца и его рассвета, но и талант увидеть признаки ночи средь бела дня и наслаждаться светом далеких звезд посредине ночи, твердо зная, что самое темное время суток – непосредственно перед рассветом, – вот она наука «разделения между светом и тьмой». Наука правильной жизни...


Женский уголок

Хотя, как мы уже говорили, до грехопадения, связанного с деревом познания добра и зла, в мире существовали только категории « хорошо – лучше – лучше всего», однажды Тора говорит о чем-то, что все-таки было хоть и не плохо, но зато и «не хорошо». Этой низшей ступенью в иерархии добра было одинокое существование человека.
Многие религии и философии обсуждали вопрос, «человек ли женщина». Талмуд же задавался вопросом другого рода – а человек ли мужчина? И вот к какому выводу он приходит: "Неженатый мужчина – всего лишь получеловек». Стать настоящим, цельным человеком можно стать лишь, когда сливаются две половины одной души, когда два получеловека становятся единым целым, становятся мужем и женой со всеми вытекающими из этого эмоциональным, моральными и вполне материалестическими последствиями.
К нам в редакцию как-то пришел вопрос, а зачем вообще было делить человека на две половины? Мы уже говорили по поводу заповеди обрезания, что Б-г намеренно не создал евреев изначально обрезанными. Выполнение этой заповеди самими людьми из плоти и крови намекает нам, что как «усовершенствование» тела, так и «совершенствование» души находятся в наших руках. А есть ли большее совершенствование души, чем преврашение двух полулюдей в единого, гармоничного, цельного человека, несмотря на все мелкие несоответсвия
характера, споры и взаимные раздражения между двумя половинами одной души?
Но зачем же было изначально создавать человека цельным, и лишь потом разделять, чтоб в полном объеме преподать человеку науку властвовать собою? Да для того лишь, чтобы мы знали, чувствовали и подсознательно помнили, что речь идет не о каком-то недосягаемом идеале, а о вполне возможной реальности. Возможной – для каждого и каждой из нас!

Но чем же мы предлагаем сегодня порадовать ваши половины?

Свекольно-рисовый салат

Берем по стакану отварной свеклы, нарезанной кубиками и отварного риса . Добавляем зеленый и репчатый лук, соленые огурцы, горошек и 100 г чернослива. Солим. Заправляем майонезом, разбавленным двумя столовыми ложками кетчупа.

Десерт «сюрприз»
Мелко нарезаем пол-кило различных фруктов (свежих или консервированных). Взбиваем жирные сливки. Готовим фруктовое желе из пакетика. Соединяем желе со сливками. Заливаем фрукты. Охлаждаем и подаем.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

- Дорогая, хочешь, я достану тебе звезду с неба?
- Никаких звезд! Сегодня ты сидишь дома!

- Ты всегда соглашаешься со своей женой?
- Далеко не всегда.
- А как она к этому относится?
- Она и не догадывается!

В избранное