Начнем прямо с дела. Точнее, с анекдота. Рабинович жалуется Абрамовичу: «И что эта молодежь находит в «Битлс»? Картавят, фальшивят и даже английский знают с трудом!» «А ты откуда-то знаешь?» «Как откуда? Мне мой сыночек по телефону пропел!»
Да, к сожалению, как часто истина доходит до нашего слуха методом испорченного телефона! Примерно представляя себе, что значит «Битлс» и приняв во внимание знакомые дефекты наших собственных детей, мы еще кое-как понимаем, что глупо обвинять героев легендарного ансамбля в недостаточном знании английского языка (о котором мы сами знаем по большому счету лишь по-наслышке) и прочих дефектах речи и слуха. Но как же быть, когда о самом предмете спора мы слышали только из уст «картавящего» А, передающего мнение «фальшивеющего»
Б, сделанного на основе пары вырванных из контекста слов из разговора, когда-то изучавшего английский в средней школе, В. и туриста-иностранца Г.?
К нашему великому стыду, иудаизм как раз и является одним из таких распространенных предметов спора.
И хоть квинтэссенция еврейской веры существовала задолго до изобретения телефона, так и хочется повторять вновь и вновь всем обладателям испорченных телефонов «Слушай, Израиль!» Слушай голос источника без помех на линии, без посторонних шумов и случайно пойманных разговор параллельных линий! Слушай голос твоих предков, которые были готовы пожертвовать всем ради того, чтобы их потомки остались евреям! С этими словами расставались они с жизнью на кострах инквизиций и в газовых камерах, чтобы ТЫ мог услышать их
голос сквозь вечность:
«СЛУШАЙ, ИЗРАИЛЬ - ШМА ИСРАЭЛЬ! А-ШЕМ ЭЛОКЭЙНУ А-ШЕМ ЭХАД!»
Недельные главы – Матот и Масэй
На этой недели мы читаем сразу две «спаренные», заключительные главы книги «Бамидбар» - «Матот» и «Масэй». Так происходит, когда в невисокосном году число недельных глав, рассчитанное на максимально-возможное колличество суббот еврейского года - 52, превышает число суббот в данном конкретном году.
Глава Матот повествует о войне с Мидьяном и получении территорий западного берега реки Иордана (сегодняшней Иордании) в наследный удел колен Реувена, Гада и половины колена Менаше.
В главе Масэй перечисляются все остановки евреев в пустыне. Глава завершается подробным изложением законов о нечаянном и умышленном убийствах и наказаниях за них.
Для начала давайте решим одну небольшую грамматическо-математическую задачу. Применим ли закон "от перемены мест слагаемых сумма не изменяется" к порядку слов в предложении? Казалось бы, действительно, какая разница, как сказать: "я очень люблю мороженое" или "мороженое – я очень люблю"? Конечно, нет правил без исключений, и предложение "я не очень люблю мороженое" несколько отличается от "я очень не люблю мороженое", точно также как справедливо утверждение о том, что "Хорошо когда собака--друг ,но плохо когда
друг--собака!" Но все это - лишь мелкие частности.
Тора учит нас не только думать над каждым словом, заставляя нас «семь раз отмерить» в уме то, что мы собираемся «отрезать» на языке. (Поэтому-то наша глава и начинается подробны обзором темы «клятвы».) Даже порядок слов в предложении может пролить глубокий смысл на то, что происходит у нас на душе. Типичный пример – в нашей главе.
Представители колен Гада и Реувена подходят к Моше-рабейну с просьбой предоставить им в наследный удел вместо положенной им части Земли Обетованной плодоносную землю западного берега Иордана, где они уже реально находятся. С практической точки зрения тут нет никаких проблем: эта благодатная местность досталась евреям после победы над царями Огом и Сихоном, которые отказались мирно пропустить евреев через свою территорию в Землю Израиля и вместо этого пытались подготовить евреям кровавую засаду и встретить уцелевших
в открытом бою.
Ради того, чтобы заслужить эту свою долю, мужчины двух колен обязуются идти в самом авангарде войска до последней капли крови и до завоевания ее последнего клочка. А на сегодня «мы построим здесь загоны для наших овец и города для наших детей».
На этом вроде бы и порешили, но Моше-рабейну не был бы Моше-рабейну, если бы не заметил корня проблемы в самой постановке вопроса. Без лишних укоров и упреков он, прежде всего, дает дельные указания: «постройте себе города для детей и загоны для скота». Мы уже говорили, что в этом завуалированном упреке – ключ к пониманию еврейского мировозрения. Загоны для скота? Какие могут быть проблемы? Пожалуйста, строй! Но лишь после того, как есть надежные города и оплоты морали у твоих собственных детей!
Иудаизм – не религия монахов и аскетов. Загоны для скота – как символ материальных благ - вещь достаточно нужная и даже в меру необходимая. Отрицать пользу имущества и земных благ еврейству абсолютно несвойственно. Вопрос лишь в том, какое место все это занимает в твоей жизни. Если в первую очередь ты строишь «загоны для наших овец» и только затем (пусть с минимальным промежутком времени) заботишься о «городах для детей», о том, какие ценности ты прививаешь своим детям (прежде всего - своим личным примером),
то ты также далек от сути еврейства, как и твой двойник-антипод, отказавший себе во всех разрешенных прелестях жизни под предлогом мнимого «возвышения духа над плотью».
Второй, быть может, не менее важный урок Моше-рабейну, заключенный в этой простой и короткой фразе: порой не менее важно знать не только, что говорить, но и как именно это сказать. Ведь язык, наряду с одеждой и именем – отличительные черты человека от животного. И не случайно говорит еврейская традиция, что именно в заслугу того, что, живя в Египте, евреи не изменяли свои имена, одежду и язык, они удостоились выйти оттуда. Почему бы и каждому из нас не последовать их примеру, что выйти каждый из своего «духовного
рабства»?
Жемчужины еврейского комментария.
«Моше послал их на войну по тысячи от каждого колена и Пинхаса...» (Бамидбар 31:6)
Комментатор Бааль А-Турим замечает, что хотя на войну с Мидьяном Моше-рабейну послал только праведников, он почему-то не включил в войско глав колен. Дело в том, что Моше-рабейну не хотел позорить колено Шимона, чьим главой до последнего времени был погибший наглец и развратник Зимри бен Салу. И пусть тот вероятно действовал с попустительства своего колена, и пусть они сами заслужили потерю своего лидера, недопустимо пренебрегать чувствами людей и их честью, когда этого вполне можно избежать.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Подобная чуткость к чувствам окружающих не помешает никому из нас!
Женский уголок
Урок Моше-рабейну о том, что очень часто умение знать, КАК сказать, является не меньшей премудростью, чем знанием, ЧТО сказать – является фундаментальным правилом семейной жизни. Не кажется ли вам, что фраза «Любимый! Ты бы не мог мне немного помочь?! Пожалуйста, мне одной так тяжело!» не даст более плодотворных результатов, чем «Какой же ты толстокожий эгоист! Неужели тебе трудно сдвинуться с места, чтобы раз в жизни сделать хоть что-нибудь для дома!» Давайте помнить об этом, когда нам в следующий раз захочется
покритиковать наших близких! А, кстати, чем бы побаловать их в эти жаркие летние дни?
Вот несколько предложений для примера:
Творожное сердце с клубникой.
Пол-кило творога смешать со стаканом сметаны, стаканом сливок и пол-чайной ложки соли. Завернуть на ночь в марлю и повесить для стекания жидкости. Утром добавить две трети стакана сахара.
Сформировать на большом блюде в виде сердца.
Пол-кило клубнии раздавить с четвертью стакана сахара. Окантовать творожное «сердце».
Мороженное из авокадо.
В блендере смешать 2 авокадо с двумя стаканами взбитых сливок, щепоткой соли, пол-стаканом сахара, лимонной цедрой и пол-стаканом миндаля.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Жена говорит мужу:
- Наш Шмулик все больше становится похожим на тебя!
- А, ну-ка иди сюда! - кричит отец. - Ты что там снова натворил?!
*
В кабинете директора:
- Говорят, вы ходите в синагогу, и молитесь, чтоб вам прибавили зар-
плату?
- Но разве Вы имеете что-то против религии?
- Против религии – нет! Но я не люблю, когда через мою голову обращаются в
вышестоящие инстанции!