При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Не все коту масленица... Еда – неотъемлимая часть жизни и, соответственно, неотъемлимая часть иудаизма. Ведь, как справедливо говорится, «иудаизм – не религия, а стиль жизни». А чтобы быть по-настоящему «стильным», необходимо соблюдать не только внешнюю «стильность», но и стараться воплотить свой «стиль» во все аспекты повседневной жизни. Вот почему столы на еврейские праздники – ломятся от традиционных и просто вкусных блюд (как говорится в наших источниках – «нет радости без мяса и вина!»). Вот почему еврейские женщины уделяют такое значение субботнему меню. Вот почему вопросы кашрута занимают центральное место среди многочисленных еврейских заповедей. И вот почему народный траур отмечается у евреев постом. Причем под термином «пост» мы имеем в виду не замену сливочного масла растительным (т. наз. «постным») и тому подобных ограничений, а полный отказ от пищи (и еды, и питья) с утра до выхода первых звезд. И таких дней народного траура у нас пять. Прежде всего – пост девятого ава (через три недели – самый строгий пост, продолжающийся не с утра до вечера, а около 25 часов), день разрушения и Первого, и Второго Храма, а также дюжины других трагедий. А кроме того, пост Гедальи, пост десятого тевета, пост Эстер и сегодняшний пост семнадцатого таммуза. Когда меня пытались убедить, что главная цель еврейских постов – привести нас к солидарности с многовековой скорбью еврейского народа, к мужеству осознать и оценить ошибки, которые привели нас к национальной катастрофе и к раскаянью за свои личные поступки, то эти слова звучали очень искренне и убедительно, но для меня лично всегда оказывались весьма сомнительными на практике. Попробуй-ка сосредоточься на высоких мыслях на пустой желудок, когда все твои мысли – исключительно о еде, и вместо того, чтобы ощутить эфимерные страдания души, ты ощущаешь явные страдания желудка! И вдруг – озарение! Да ведь одно то, что мы настолько потеряли связь поколений, что наши души очерствели настолько, что национальный траур мы едва воспринимаем разумом, но уже почти никак не сердцем – достаточная причина для нашего личного траура! Мы дошли до того, что забыли, что именно нам надо помнить. Помнить – чтобы выжить! Выжить как народ в целом, и каждый – как личность! И это забвение – не достаточная причина для скорби? Что касается страданий желудка, то они достаточно красочно могут продемонстрировать каждому из нас неощутимые страдания души, которую мы упорно лишаем подобающей ей «пищи». И есть ли более наглядный пример и повод для расскаяния, чем размышления на тему «едим ли мы, чтобы жить, или живем, чтобы есть»? И временный отказ от пищи материальной и все неудобства, связанные с этим, предоставляют достаточную пищу для размышлений каждому из нас! Но причем же здесь «кот и масленица»? Известна нееврейская народная поговорка «не все коту масленица – будет и великий пост», совершенно четко выражающай нееврейский подход к жизни – наслаждения конечны, и впереди нас ждут страдания. Еврейский же подход кардинально противоположен. Сказал пророк Захария: "Так сказал Б-г Воинств: "Пост четвертого (месяца =таммуз), пост пятого (месяца=ав), и пост седьмого (месяца=тишрей, пост Гедалии), и пост десятого (месяца=тевет) будут у дома Иегуды (=еврейского народа) днями веселья, радости и праздников. Истину и мир возлюбите. (Захария, 8:19) Страдания, чьим символом является пост – дело времени, но наступит время - и придет эра бесконечного счастья. Да скорее наступит она! Недельная глава – Пинхас Наша недельная глава начинается с похвалы Пинхаса, внука Аарона, за его доблестное поведение и в порядке исключения он становится коэном (еврейским священником). Следующий эпизод главы – приказ о войне с Мидьяном – страной, сумевшей развратить еврейский народ, которому разврат чужд по своей природе, и который сумел в свое время противостоять вопиющей половой распущенности Египта. Затем следует приказ о пересчете мужчин, оставшихся в живых после эпидемии, остановленной Пинхасом и сам по себе пересчет. Глава завершается очередными заповедями о жертвоприношениях. Увы, как часто мы даже не подозреваем, насколько наши религиозные ассоциации пропитаны духом христианских стереотипов. А ведь иногда в таких случаях речь идет о явных противоречиях с еврейским мировозрением. Возьмем для примера понятие «жертва». Вот как определяет его толковый словарь В.И. Даля - «жертва - пожираемое, уничтожаемое, гибнущее, что отдаю или чего лишаюсь невозвратно…отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу, самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь, пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих…жертвовать – …не щадить, выдавать кого, что, лишать себя чего добровольно для пользы других или иных видов». Обратите внимание - сразу бросается в глаза негативный оттенок «лишения, отречения, страданий». На иврите слово «корбан» (жертва) происходит от того же корня, что и прилагательное «каров» (близкий). Таким образом, основная цель жертвы не «оторвать от себя», не «безвозвратно лишиться», а стать связующим звеном, сближающим человека и Б-га. Принося жертву, еврей не «лишает себя чего-либо добровольно» для «пользы» некой абстрактной силы, а наоборот, приобретает для себя бесценный подарок - ощущение связи с самим Всевышним, связи, из которой он черпает бесконечный прилив сил, источник жизненной энергии и Его постоянную поддержку в любой ситуации. Все это очень красиво звучит, но возникают, по крайней мере, два серьезнейших вопроса. Во-первых, факт на лицо - человек, приносящий жертву, теряет при этом стоимость хотя бы того животного, которое сжигается на жертвеннике - разве это не потеря? А во-вторых, какая вообще существует связь между жертвоприношением и поддержкой Творца? Попытаемся ответить на оба эти вопроса. Во-первых, сжигание животного на жертвеннике – очередной христианский стереотип. Жертвоприношение «по-еврейски» в основном подразумевает (опять-таки в зависимости от разновидности жервты) поедание мяса жертвенного животного самим человеком и его приглашенными или священниками, лишенными как правило других источников заработка, в торжественной обстановке в Иерусалиме. А подобные расходы мало чем отличаются от повседневных расходов на питание и налогов для малоимущих слоев населения. Тем более, что в любом случае душевный подъем получаемый человеком в результате жертвоприношений покрывает с лихвой все затраты, связанные с ними! Что касается второго вопроса, все мы прекрасно знаем, что весь мир существует по законам физики и химии. Не все эти законы нам понятны, но, тем не менее, они действуют независимо от нашего понимания. Как это ни странно, но сила земного притяжения сущесвовала и задолго до того, как Ньютон открыл закон гравитации. Точно так же и в духовном плане существуют свои законы, свои «химические» реакции, безупречно работающие вне зависимости от того, насколько глубоко мы их понимаем. И несмотря на то, что учеными еще не открыт духовный закон «перерабатывания энергии жертвоприношения в ощущение Б-жественного контакта», этот закон существует и действует, как существуют и действуют и все другие духовные законы и реакции, открытые нам самим Творцом. Жемчужины еврейского комментария. «А имя еврейского лидера, пораженного с мидьянкой – Зимри, сын Салу, один из глав колена Шимона. А имя пораженной мидьянки – Козби, дочь Цура, главы общин Мидьяна» (Пинхас 25:14-15) Комментатор Ор-А-Хайим удивляется: зачем Тора вновь возвращается к паре грешников и называет их имена? Если их имена имеют какой-либо вес, их стоило упомянуть в начале, а если нет – есть ли вообще смысл их упомянать? Не столько имена, сколько общественный статус еврейского лидера Зимри и мидьянской принцессы Козби, играют огромную роль в развитии событий: разврат достиг своего апогея и даже влиятельнейшие представители мира сего не стесняются дать волю своей распущенности на глазах всего народа. Но Тора нас учит, насколько необходимо дорожить честью каждого человека, даже самолично решившего опозорить себя своим бесстыдным поведением. И когда нет особой надобности упомянать имена преступников и грешников, Тора их опускает. (Кстати, удачнейшие патент лишить Герострата незаслуженной славы). Но если это умалчивания умаляет достоинства другого, то увольте! Пинхас не побоялся открыто противостоять сильнейшим мира сего и потому, когда Тора превозносит его поведение, все имена и титулы возвращаются на свое место. По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами. Женский уголок Итак, что же предложить мужу после продолжительного поста? По личному опыту – сытный суп! Он одновременно и насыщает, и обеспечивает организм жидкостью, столь необходимой после стольких часов отказа от питья! А чтобы не затруднять и хозяйку во время изнурительного поста, мы предлагаем вам самые простые рецепты из готовых фаршей – рыбного и куринного на выбор. Суп с воздушными рыбными галушками. Варим бульон из кореньев, лука, моркови и картофеля. Приготовляем галушки из пол-кило рыбного фарша с добавлением маленькой луковицы, соли, перца и 50 г маргарина. Бросаем в кипящий бульон и варим 45 минут. Быстрый суп из куринного фарша с кукурузой Вскипятить 7 стаканов воды с 250 г куринного фарша, солью и перцем. Добавить банку консервированной кукурузы и проварить еще 10 мин. Заправить смесью лимонного сока и соевого соуса (по столовой ложки). Над кем смеемся? Над собой смеемся! * На учениях по стрельбе солдат Иванов промахнулся, солдат Петров промахнулся, и только солдат Перельман попал в цель. Командир обращается к строю: Берите пример с Перельмана - плохой солдат, а старается! * У одного раввина прошлого столетия спросили, сколько раз в год постятся еврейские женщины. «Один-два,» ответил он «в Йом-Кипур и иногда на девятое ава!» «А как же остальные посты?» «Больные люди, а также беременные и кормящие женщины, как известно, освобождены от легких постов.» «Ну а как, если женщина не беремена, и не кормит.» «Как?! Еврейская женщина не беремена и не кормит?! Значит, она явно больная!» |
В избранное | ||