Про одного еврейского мудреца и праведника рассказывают, что всю неделю, стоило ему найти что-нибудь особенное – прекрасный фрукт, красивый цветок или дорогую скатерть – он, не скупясь, приобретал это на следующий шабат. Так и в нашей редакции. Стоит нам наткнуться на оригинальную мысль, интересный комментарий или поучительный анекдот, и мы приберегаем их на следующую рассылку.
Так, на этой неделе нам-таки попался свежий анекдот (свежий для нас, хотя для кого-то он может показаться весьма «бородатым»). Итак, беседуют два профессора. – Коллега, Вы не задумывалиьс над тем, что все-таки человек - удивительно странное существо?
- А почему вы так думаете, коллега?
- Ну вот, например, достаточно сказать любому из них, что на небе 49573728709316998 звезд, и он поверит. А стоит написать на скамейке "Осторожно! Окрашено!", и он обязательно проверит пальцем!
Что ж, дорогие ученые мужи! В этой человеческой странности нет ничего особенного. Между количеством звезд и окрашенной скамейкой есть существенная разница. И совсем не потому, что первое утверждение практически нельзя проверить. Казалось бы, это должно было служить дополнительным, веским доказательством против его состоятельности. Главное различие – совсем в другом. Количество звезд на небе ни к чему меня не обязывает, и если совершенно случайно их окажется не 49573728709316998, а 49573728709316997 или даже
49573728709316999, это вряд ли каким-то образом не отразится на моей судьбе. А потому, почему бы и не поверить в этот факт?
Другое дело свежевыкрашенная скамейка. Надпись "Осторожно! Окрашено!" напрямую касается каждого проходящего мимо, ибо по очевидным причинам лишает его возможности удобно расположиться на данной скамейке. И тут, чувствуя малейшую угрозу своей «свободе выбора», мы не можем смириться и поверить на слово. Тут уж нам нужно убедиться во всем своими руками, даже рискуя их запачкать. Вот так наши чувства берут верх над простой логикой.
Увы! Еще хуже обстоят дела с заповедями Торы. Ведь здесь от нас требуется гораздо большего, чем дойти до следующей скамейки. Целых 613 заповедей – это вам не шутка! Тут и свет в шабат не включай, и ветчинку не ешь, и от мини-юбки откажись... Правда и цена, которую мы рискуем заплатить за отказ от прямых инструкций Творца мира, куда выше запачканного пальца. Ведь грязь с души не смыть никаким туалетным мылом...
Недельная глава Корах
Недельная глава повествует об очередном, одном из самых серьезнейших, бунтов поколения пустыни против Моше-рабейну. Его двоюродный брат – знатный, богатый, ученый – Корах собирает вокруг себя толпу «политически-недовольных» разного рода, закоренелых скандалистов и «новичков», впавших в отчаяние совсем недавно - после приговора о смерти втечении ближайших сорока лет всего поколения в пустыне Синай. 250 зачинщиков этого крупнейшего мятежа погибают страшнейшей карой с небес, а трое главарей – сам Корах и его ближайшие
соратники - Датан и Авирам – заживо проваливаются в разверзтую «пасть земли».
Как мы уже упоминали, Корах был человек неглупый и даже ученый. Задолго до древнегреческих философов он в совершенстве овладел искусством демагогии и без пособий Дейла Карнеги достиг вершин в науке «как влиять на людей, выступая публично.» Один лишь расчет времени подстрекательства чего стоит! Сам Корах почувствовал себя обойденным и обездоленным не вчера и не неделю назад, а в самом начале «раздачи чинов». Датан и Авирам – так те вообще пожизненно чувствовали себя «униженными и оскорбленными». Но как собрать
вокруг себя целых 250 единомышленников? И вот нашелся самый что ни на есть удобный момент – народ на грани отчаяния после приговора о не входе в Землю Израиля. Чем не подоплека для массового мятежа?
Но и сами по себе ораторские способности Кораха – уникальны! Он обращался и к Моше, и к народу с интереснейшими притчами. Возьмем для примера одну. Нечто в следующем роде:
«У бедной вдовы было поле. Только она начала собирать урожай для своей бедной и несчастной семьи, пришел Аарон-первосвященник и потребовал по закону своего любимого братца Моше свою огромную долю. Вдова подумала, что это ей настолько невыгодно, что стоит продать свое поле и купить овечку. Только настал черед постричь свою овечку, вновь прибежал Аарон и говорит: по закону первая стрижка полагается мне! Вдова продала овечку, купила петуха. Прибежал Аарон. Вдова испугалась новых требований жестокосердного закона
и поспешила заранее объявить: «Чтоб тебе ничего не досталось, я заведомо посвящаю все свое Всевышнему!» Лицо Аарона расплылось в улыбке – все, что посвящено Всевышнему – принадлежит его священникам, т.е. мне. Забрал петуха и ушел восвояси, оставив бедную вдову в горьких слезах.»
История совершенно гипотетическая. Все законы насчет прав священников на свою долю совершенно верны, но естественно лишь после входа в Землю Израиля. Вот только «совершенно нечаяно» «забыл» Корах упомянуть несколько немаловажных фактов. Например, что в отличии от всех колен, колено Левитов, к которому принадлежали и священники – не имело своего надела и существовало только засчет подобных «урегулированных законом подарков». Или, что сама вдова имела свои права на точно также «урегулированные законом подарки».
Что нет и не было на свете законодательства, в подобной мере заботящегося о нищих, вдовах и сиротах, как законы Торы.
Но самое главное, забыл Корах о внутренней, духовной стороне всего происходящего в мире. Что в нашей жизни материальная сторона настолько переплетена с духовной, что не существует висящих в воздухе гипотез. Так один из наиболее четко и безупречно работающих в духовной плоскости законов - закон «отдавай одну десятую часть своих доходов на нужды бедных, чтоб разбогатеть».
Забыл Корах о том, что «едина правда! Если рассечешь, ее любая половина – ложь!» Забыл Корах об этом краеугольном камне иудаизма – единстве, единстве Б-га, единстве еврейского народа, единстве душ, и долгожданный результат не заставил себя долго ждать...
Жемчужины еврейского комментария
«Взял Корах, сын Ицхара, сын Кхата, сын Леви...»
Одним из самых ранних, самых почитаемых и самых дословных комментариев к Торе является перевод Онкелоса. Его личность сама по себе заслуживает особого разговора в следующий раз. Сегодня же обратите внимание – любой перевод Торы по своей сути уже является комментарием, так как в каждом слове, в каждой еврейской букве скрыты десятки пластов понимания. Итак, Онкелос перевел Тору на разговорный язык евреев своего поколения – арамейский. И слово «взял» перевел как «отделил, отколол». Он отделил, отрезал себя и своих
последователей от Моше-рабейну, чтобы смутить весь народ.
Но комментатор Ноам Элимелех добавляет, что этим действием Корах «отколол» нечто гораздо более существенное – свою связь с Источником, с правдой, с осмысленностью жизни. Так и мы, каждым своим поступком мы способны закрепить свою связь с Источником жизни, или «отколоться» от нее. Выбор – за нами.
Женский уголок.
Если хорошенько поискать подтверждение французского «шерше ля фам» в Торе, это стоит сделать именно в нашей недельной главе. Согласно традиции, именно жена Кораха начала подстрекать его против своего кузена и соответственно привела его к гибели, тогда как жена одного из соратников Кораха – Она бен Пелета – своим хитроумным поведением (вескими доводами и усердным добавлением спиртного) сумела помешать своему мужу участвовать в бунте, и тем самым спасла ему жизнь. Как сказано, «Мудрая жена строит свой дом, а глупая
все рушит своими же руками!»
Так будем же мудры!
По просьбе дорогих женщин мы публикует рецепты нежных и слегка экстравагантных
салатов.
Салат Вальдорф
На крупной терке натрите 8 кисловатых яблок или груш, сбрызните лимонным соком. Нарежьте кубиками 5 стеблей сельдерея. Добавьте 350 г орехов пекан (или грецких) и небольшую банку консервированных нарезанных ананасов. Посолите. Заправьте майонезом, разбавленным двумя-тремя ложками ананасового сока.
Нежные баклажаны.
2 спелых баклажана нарежьте кружочками. Слегка посолите и оставьте на полчаса. Слейте темную жидкость, образовавшуюся от баклажан. Обжарьте с двух сторон на растительном масле. Готовые баклажаны положите на бумажное полотенце, чтоб удалить излишки жира. В том же масле пожарьте мелконарезанную луковицу. Порубите вместе баклажаны, лук и 2 зубчика чеснока. Соль и перец по вкусу
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Встречаются две приятельницы
-Ну, как дела, Фридочка!
- Ой, и не говори! В угоду мне мой муж бросил пить, курить, играть в карты...
- Поздравляю. Надеюсь, теперь-то ты счастлива?
- Тоже мне счастье! Теперь стоит мне открыть рот, и я вдруг обнаруживаю, что мне ему нечего сказать!
- Фимочка! Признайся честно, сколько ты весишь?
- Ну, если в очках, то 110 кг.
- Ну, а если без очков?
- Тогда я не вижу цифры!