Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Неуловимый принцип

Про одного израильского политика ходит такой анекдот: во время своего официального визита в Москву он посетил Большой Театр. Ровно через 15 минут после начала гениального «Лебединого озера» наш дипломат покинул зал. На просьбу обескураженных москвичей объяснить свое поведение израильтянин наивно развел руками: «А что сидеть-то и тратить драгоценное время? Принцип я уже уловил!»
И хотя этот анекдот наверняка вызовет легкую улыбку над дилетанством этого политика, нередко, сами того не замечая, мы вполне разделяем его подход. Мы более чем уверены, что есть достаточно серьезных вещей, чей глубокий смысл мы способны постичь с первого взгляда.
Многие из нас понаслышке знакомы с еврейскими законами и традициями. Кто-то изучал в школе отрывки из ТаНаХа (Тора-Пророки-Писания), по большому счету вырванные из контекста. Кому-то даже «посчастливилось» сдавать формальные экзамены «по иудаизму» в израильских университетах (непонятным образом преображающие насыщенную философскую систему в набор сухих серых правил, лишенных их первоначальной блестящей логики). А кто-то попросту сделал «логические» умозаключения из обрывков израильской светской прессы (в свою
очередь имеющей об иудаизме весьма отдаленные понятия) и уличных разговоров. И мало кто пытается всерьез углубить свои знания, и, к несчастью, еще меньше – претворить эти знания в жизнь. «А зачем? «Принцип-то мы уловили!» К чему же терять наше драгоценное время?»
Странно. Ведь это даже не вопрос художественной оценки шедевра П.И. Чайковского. Речь идет о выборе жизненного пути - пути к счастью и полной самореализации, чей успех гарантирован опытом не одного десятка поколений. Так разве по такому поводу уместно ограничиться поверхностным взглядом, не желая по-настоящему разобраться, прежде чем принять окончательное решение?


Недельная глава «Беаалотха» («когда ты будешь зажигать»).

Эта недельная глава повествует о законах зажигания Храмового светильника – Меноры и о назначении 70 старейшин помощниками Моше. В ней также рассказывается о наказании евреев, недовольствовавшихся манной, а требующих мяса, и вспоминающих о якобы прекрасной жизни евреев (это рабов-то!) в Египте. Удовлетворение своих прихотей их-то и погубило. Заканчивается же глава эпизодом с Мирьям, сестрой Моше-рабэйну, наказанной проказой за злословие о собственном брате.

Мы уже говорили, что еврей должен помнить о шести ключевых вещах . В их число входит шабат, выход из Египта, Синайское откровение, грех золотого тельца и война с Амалеком. Шестая же вещь в списке этих ключевых моментов еврейской истории – как раз и есть тот эпизод с Мирьям, которым заканчивается наша недельная глава. Итак, наряду с заповедью шабата, Тора особо выделяет заповедь запрета злословия. Тут надо особо подчеркнуть, что под запретом злословия подразумевается исключительно «правда». Запрет клеветы является
отдельной заповедью.
Любые нелестные слова в адрес еврея за его спиной или в его присутствии, когда одновременно с ним присутствуют другие лица, любые самые правдивые, справедливые и правильные обсуждения и «перемывание костей» являются прямым нарушением заповеди, запрещающей злословие. Если Вашей целью является попытка «наставить» человека на «путь истинный» необходимо поговорить с ним об этом с глазу на глаз (стараясь не нарушить при этом очередную заповедь «не обижайте друг друга»)!
Удивительная заповедь! Чему же она нас учит? Во-первых, уже не раз упомянутому еврейскому принципу оправдывать друг друга. Пускай попытки оправдания кажутся нам совершенно неправдоподобными, кто знает, может именно они-то и окажутся истиной. Об одном еврейской праведнике рассказывается, что если он видел, как еврей едет на машине в шабат, он бежал за машиной с искренними пожеланиями «скорейшего выздоровления!» (а иначе зачем еврей будет нарушать субботу?).
А что Вы скажете по поводу следующих случаев – одного анекдотичного, а другого – совершенно реального, но гораздо менее правдоподобного?
Случай первый: Два религиозного еврея идут по улице Иерусалима в субботу. Мимо проезжает такси, а за ней гонится их общий знакомый.
- Вот это да! - говорит один, - никогда бы не думал, что реб Мойше способен нарушить субботу!
- Подожди, - говорит второй, - Тора не велит нам осуждать людей преждевременно. Может, у него хорошая причина гнаться за тем такси. Например, его жена должна родить...
- Она родила на прошлой неделе!
- Так, может, ей надо к врачу!
- Он сам врач!
- Тем более, может его срочно вызвали на работу в больницу!
- Больница от него в двух шагах, и притом в другую сторону! Да и стал бы он надевать свой лучший галстук, идя на работу в больницу!
- А я и не заметил его галстук.
- Как ты мог его не заметить? Ведь он же был прижат багажником того такси!

Случай второй: Вот уже более часа по израильской трассе мирно едет автобус, а за ним – обычная легковая машина. Вдруг машина начинает сигналить автобусу, пытаясь его обогнать, затем идет-таки на обгон и, наконец, круто перерезает путь автобусу. Но этим дело не заканчивается. Водитель легковушки подбегает к автобусу с однозначным требованием впустить его. Едва оказавшись в салоне автобуса, он подбегает к человеку, сидящему на заднем месте, бросается на него и...валит на пол. Бандит? Террорист? Нет, врач-кардиолог
одной из ведущих израильских больниц! Следуя за автобусом, он профессиональным взглядом увидел подозрительные телодвижения одиноко сидящего на заднем сидении впереди идущего автобуса пассажира, явно свидетельствующие о надвигающемся сердечном приступе. Не теряя ни минуты, специалист-кардиолог предпринял все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы спасти человека. И, надо отдать должное, ему это удалось!
Но даже если мы твердо знаем и абсолютно уверены, что в том или ином конкретном случае оправдания неуместны, это не освобождает нас от заповеди. Но почему же Тора все-таки так заботится о наших ближних, даже если они виноваты на все сто процентов? Но в том-то и дело, что прежде всего Тора заботится не о наших ближних, а о нас самих. И не только потому, что каждый из нас может в любую минуту превратиться из обсуждающего и осуждающего в обсуждаемого и еще как осуждаемого.
Понемного учась судить обо всем и обо всех с лучшей стороны, мы незаметно для самих себя приобретаем и вырабатываем позитивный взгляд на мир. Следя за своей речью, мы учимся использовать по назначению этот уникальный дар Творца, который отличает человека от животного. А избавляя свое сердце от ненужной злобы и подозрений, мы тем самым увеличиваем в нем место для счастья и добра!


Жемчужины еврейского комментария.

«А народу скажи: приготовтесь к завтрашнему дню и вы будете есть мясо...пока оно не выйдет у вас из носа...»
Комментарий Ор –аХайим удивляется: зачем откладывать все назавтра? Неужели нельзя было послать перепелов, которыми «насытились» нечестивцы до губительного состояния, о котором были заранее предупреждены, тотчас же?
И объясняет: евреям были предоставлены почти целые сутки для размышления. От них некто не скрывал возможных последствий завтрашнего чрезмерного чревоугодия. Надо было только подготовиться должным образом. Расскайся они в своих побуждениях, и все могло бы кончиться не так печально. То же самое мясо перепелов пошло бы им только на пользу. Но, увы! Евреи не приняли смысл отсрочки к сведению и были сурово наказаны.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.


Спрашивали? Отвечаем!

Когда с еврейской точки зрения можно посещать кладбище? Существуют ли по этому поводу какие-нибудь особые традиции?

Начнем по порядку. Говоря о посещении кладбища, стоит, прежде всего, определить цель этих посещений. Ни в коем случае нельзя превращать кладбище в место для развлечений. Поэтому популярные эксурсии по кладбищам с единственной целью поглазеть на различные надгробья никак не приветствуются иудазимом. Кроме того, важно помнить, что еврейским законом запрещено использовать могилы в качестве предмета получения какой бы то ни было выгоды (например, взимания особой платы за посещения кладбища во время эксурсии). Даже
проход через кладбище для сокращения пути к тому или иному место считается нарушением еврейского закона.
Другое дело, если в Ваши намерения входит отдать дань почтения к памяти мертвых. Здесь нет ничего предосудительного и нет никаких особых ограничений по отношению к тому, когда это следует сделать. (Разве что не стоит ходить на кладбище в шабат и еврейские праздники.) Однако существуют определенные даты, когда особенно стоит посетить могилы ваших близких – это на тридцатый день (шлошим) после похорон и на годовщину смерти по еврейскому календарю (йорцайт).
Существуют еще две немаловажные цели посещения кладбища:
а) Если Вы не смогли или не успели попросить прощения за те или иные неудобства или проступки по отношению к покойному при его жизни, Вы можете это сделать на кладбище в присутствии миньяна (десяти совершеннолетних – старше 13 лет – евреев-мужчин). Для этого также нет смысла ждать определенных дат и «соответствующего настроения».
б) Если Вы хотите помолиться Всевышнему на особо святых местах – могилах праведников. Здесь необходимо помнить, что где-бы то ни было, мы молимся Единому Творцу, а не кому-либо другому, насколько бы праведным не был тот человек при жизни. Иначе мы совершаем один из немногих (точнее трех) грехов, о которых сказано, что еврей обязан отдать свою жизнь, но не совершать их – разврат, убийство и идолопоклонство. Поклонение могилам (мавзолеям и т.п.) есть ничто иное, как одна из серьезнейших и опаснейших форм идолопоклонства.
И именно поэтому, во избежания возможности стать объектом идолопоклонства, место захоронения Моше-рабейну осталось тайной для всех.
Теперь, что касается поведения на кладбище. Здесь строжайшим образом запрещено есть, пить, вставать или садиться на могильные плиты, срывать растущие на могилах цветы и плоды с кладбищенских деревьев. Фотографироваться на фоне могильных плит тоже может быть расценено как кощунство. Кроме того, не изучают Тору и не читают обычные молитвы на расстоянии ближе, чем 2.5 м от могилы и не приносят на кладбище религиозные принадлежности (тфиллин, Свитки Торы и т.п.)
На могиле (особенно в вышеуказанные даты – тридцатый день и ежегодную годовщину) принято читать Теилим (Псалмы) в следующем порядке: 16, 17, 72, 91, 104, 130 и 33, а также стихи из 119-го Псалма (написанного в алфавитном порядке), начинающиеся на иврите с тех же букв, что и еврейское имя умершего и букв слова «нешама» («душа») – нун, шин, мем и hей.
Обратите внимание, что христиане разделили Псалмы вразрез с оригиналом, и потому не пытайтесь читать необходимые псалмы (как, впрочем, любые еврейские святые книги) по нееврейским источникам!
Покидая кладбище необходимо трижды омыть руки. В любом случае это необходимо сделать, прежде чем войти в жилое помещение. Так что если Вы подозреваете, что у Вас не будет возможности сделать это прямо у выхода из кладбища, стоит заранее позаботиться о том, чтобы приготовить воду для омовения перед входом в дом.




Женский уголок

В нашей недельной главе евреи жалуются на недостаток «огурцов, дыней, арбузов, лука-порея, лука и чеснока». Чтобы и нашим читателям не пришлось жаловаться на то, что мы в нашей рубрике обделяем вниманием данные ценные (хотя по еврейской традиции не самым лучшим образом влияющие на молоко кормящих матерей и именно поэтому исключенные из рациона поколения пустыни) продукты питания, предлагаем вашему вниманию следующие летние рецепты.

Салат из арбуза, огурца и индюшатины.

Порежьте тонкими полосками несколько салатных листьев. Порежьте соломкой грам 200 кошерной индюшачей колбасы (пастрамы). Порежьте кубиками огурец. Срежьте корку и удалите семена солидного ломтя арбуза. Порежьте арбуз на небольшие кубики. Смешайте все продукты. Приготовьте соус из сока одного лимона, 5 ст.л. оливкового масла, перца и соли по вкусу. Хорошенько перемешайте. Полейте салат приготовленным соусом.

Луковый салат с яйцами

Нашинкуйте 2-3 луковицы. Смешайте с 3 рублеными яйцами (предварительно сваренными вкрутую). Смешайте пол-стакана майонеза с рубленной петрушкой и толчеными зубчиками чеснока. Запейте данной заправкой луково-яично смесью.



Над кем смеемся? Над собой смеемся!

Из разговора на Привозе:
- Кофе - чёрная смерть, мясо - жирная смерть, сахар - белая смерть. Кругом одна смерть. Говорят, что полезно только голодание!
- Ну вот, Сёма, и после этого Вы ещё будете утверждать, что в нашей стране не заботятся о людях!



Пожилой одессит показывает соседу слуховой аппарат собственного изобретения: простая проволока одним концом в ухо, другим - в карман пиджака.
- Неужели ты серьезно веришь, что эта ерунда поможет тебе лучше слышать?
- Еще бы! Когда люди ее видят, они начинают разговаривать громче!

В избранное