Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Шабат шалом!


Ненавижу этот салют!!!
Однажды, когда одному моему знакомому было лет шесть, родители решили повести его седьмого ноября на салют на Дворцовой площади в Ленинграде. Как всегда при таких событиях, площадь была заполонена народом, и ребенок едва не потерялся в этой пестрой толпе. Он начал хныкать, но родители успокоили его, что сейчас начнется самое интересное. И действительно началось. Со стороны Петропавловской крепости раздались два мощных залпа, и небо озарилось прекраснейшим звездным фейерверком. Толпа восторженными криками встречала
каждый новый залп, наслаждаясь красивейшим зрелищем. И только наш шестилетний знакомый утирал слезы. Конечно! Ему-то со своим крошечным ростом ничего не было видно, и пушечные залпы только оглушали его. «О, как я ненавижу этот салют! Ненавижу этот салют!» причитал сердитый ребенок, пока отец не посадил его себе на плечи.
Да, этот веселый эпизод, эта искреняя реакция ребенка, неразбирающегося, что происходит вокруг, нас может очень позабавить. Но с другой стороны, насколько тонко иллюстрирует он нашу общую психологию! Теряясь в толпе, слыша какие-то намеки и пересуды, в силу разных причин не имея возможности докопаться до самой сути, мы иногда отмахиваемся рукой от разных тем, порой гораздо более жизненноважных, чем салют вчесть годовщины Великой Октябрьской Революции. Но подобно этому маленькому мальчику мы не всегда ограничеваемся
равнодушием. Напротив, чаще мы точно также понаслышке формируем наши мнения, полные презрения (а то и попросту негодования), по разным вопросам…
Еврейская жизнь представляет собой один из подобных вопросов. Ненаучившись еще разглядеть феноменальную внутреннюю красоту и стройность иудаизма за внешними кажущимися трудностями, мы отвергаем религию наших предков, сохранившую нас как народ в веках и тысячелетиях, под разными серьезными предлогами. Но стоит лишь сделать небольшое усилие, стоит лишь «забраться на плечи к папе», пойти навстречу нашему Создателю, и нам откроются неописуемая красота и бесконечное счастье во всем своем истинном великолепии!

Недельная глава «Кдошим» («Святые»)
Глава «Кдошим» призывает каждого еврея стать святым. (О понятии святости по-еврейски мы подробно писали в десятом выпуске нашей газеты - Ваикра.) А для того, чтобы добиться этого наша недельная глава перечисляет 51 из 613 заповедей, среди которых заповеди «полюби ближнего как самого себя», уважения мудрецов Торы и просто стариков, сельскохозяйственных забот о бедняках, запреты сплетен, любых форм идолопоклонства, обмана и др.

Как мы помним, «для того чтобы быть святым в еврейском понимании не нужно скрываться за семью замками в монастырях. Достаточно соблюдать еврейский образ жизни с его конкретными заповедями, несмотря на все объективные препятствия, соблазны и возможности их преступить, не взирая на косые взгляды окружающих…»
Но все-таки как трудно быть настоящим евреем! Возьмем хотя бы данную недельную главу. 51 заповедь! Подумать только: нам запрещено не только грабить и лжесвидетельствовать, но и элементарно «перемалывать косточки» знакомым или обращаться ко всяким гадалкам и астрологам. И хорошо еще, что насегодня мало у кого есть значительные сельскохозяйственные участки, а то ведь пришлось бы оставлять бедным несобранный урожай на краю поля и виноградника, не подбирать упавшие колоски и даже целые забытые снопы! Так ведь, оглянуться
не успеешь, как сам обеднеешь! Зачем же нам столько заповедей?! Нельзя ли устроить для себя какие-нибудь послабления и жить более-менее как все?
На эту тему вспоминается один забавный анекдот. Один водитель заехал по делам в далекий город в одной восточной республике. Подъезжая к светофору, он увидел милиционера. Тем не менее, мало кто обращал внимания на этого стража порядка. Более того, практически все машины ехали на красный свет. Не желая отставать от других и выглядеть белой вороной, наш водитель, как и все, поехал на красный свет. Когда же милиционер его остановил, он только развел руками: «За что? Я же ехал как все!» На что милиционер задал контрвопрос:
«А ты хоть правила движения знаешь?» Наш водитель утвердительно кивнул. «Так вот, а они – не знают!»
Наша жизнь нередко сравнивается с дорогой. Возьмем хотя бы такое выражение как «жизненный путь». Но что мы знаем о «правилах движения» на этом пути? Изо дня в день мы подвергаем себя риску «попасть в аварию». А ведь сам Творец мира торжественно вручил нашим предкам на горе Синай эти незыблемые «правила дорожного движения».
На трассе с оживленным движением мы вряд ли побежим наперерез мчащимся машинам, не дожидаясь зеленого света. Хотя признаемся, такие ожидания у каждого светофора отнимают у нас немало времени.
Не странно ли что при этом на гораздо более крутой и опасной дороге жизни мы под разными предлогами по нескольку раз в день нарушаем правила, не задумываясь о последствиях нашего поведения?
Неужели мы хотим ехать «как все» на красный свет, в то время как нам даны исключительные знания дорожных правил?
Да, конечно не просто выучить многочисленные «дорожные знаки», научиться «управлять машиной» при крутых поворотах и другим «водительским» тонкостям, а самое главное – применять их на дороге, но ведь что может быть дороже нашей жизни?
К сожалению, из-за алахического запрета писать несрочные вещи во все дни недели Песах, мы были лишены возможности вовремя ознакомить вас с содержанием прошлой недельной главы. На этой неделе мы восполняем этот пробел.

Недельная глава «Ахарей мот» («После смерти») - краткое содержание.
Центральное место главы «Ахарей мот» (имеется в виду гибель Надава и Авиу, описанная в главе «Шмини») занимает описание службы Судного Дня – Йом-Кипура. Кроме того, в конце главы перечисляются запрещенные половые связи.

Жемчужины еврейского комментария
«(Аарон) возьмет двух козлов и поставит перед Б-гом у входа в Скинию Завета. Аарон возложит жребий на двух козлов: один жребий – Б-гу, один жребий – Азазелю. Аарон принесет козла, на которого выпал жребий «Б-гу», в искупительную жертву. А козел, на которого выпал жребий «Азазелю», будет стоять живым перед Б-гом чтобы искупить его и послать его Азазелю в пустыню»(Ваикра 16: 7-10)

Эти строки описывают одну из главных церемоний празднования Йом-Кипур в пустыне и в земле Израиля во время существования Храма. Необходимо учесть небольшие дополнения: оба козла абсолютно одинаковы и разница в их участи определялась только жребием. На долю козла «Б-гу» выпадало жертвоприношение с высшей степенью святости. Козел же «Азазелю» (так называемый, «козел отпущения») после завершения этой части церемонии выводился из Храма в гористую местность пустыни вокруг Иерусалима и… сбрасывался со скалы в пропасть.
Рав Шимшон-Рефаель Гирш так комментирует эти события Йои-Кипура: давайте немного пофантазируем и представим себе «ощущения» и «размышления» козла, предназначенного «Азазелю», если бы он только был способен мыслить по-человечески. Вероятно, он был необычайно счастлив, видя, что в отличие от его принесенного в жертву собрата, он остался в живых. В его голове наверняка пронеслись бы гордые мысли о разнице в его положении, живом и здоровом, и положении своего друга, пусть принесенного в жертву при самых святейших
обстоятельствах, но при этом потерявшего жизнь.
Можно представить также радостную реакцию козла, когда его выводили в пустыню, «на просторы свободного мира» из узко ограниченной территории Иерусалимского Храма. А апогеем гордости и счастья (возрастающих пропорционально жалости «несчастного товарища, неудостоившегося дожить до этого счастливого момента) в глазах этого козла безусловно казался бы миг поднятия на самую вершину скалы.
Но все его иллюзии моментально рассеивались в минуту ужасного конца, ради которого-то он и был поднят на самый верх…
Так и мы. Перед нами - две альтернативы, два жизненных пути. Один из них – путь, предлагаемый самим Творцом, бесспорно требующий некоторых жертв с нашей стороны, но ведущий, в конце концов, к нашему же благу. Второй же – путь «полной свободы» и жизни «в свое удовольствие», не признающий никаких узких рамок, путь весьма привлекатлеьный на первый взгляд, но с весьма непривлекательными последствиями..

По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.

Женский уголок
Как мы уже говорили, существует особая заповедь почтить еврейские праздники вкусной едой и красивой одеждой. Во многих еврейских семьях эта заповедь одновременно является стимулом к очередному выражению обоюдных чувств: мужчины дарят своим любимым женам новые предметы гардероба. Это необязательно должны быть шикарные костюмы или дорогие украшения. Ведь главное – не цена, а само проявление знаков внимания. Со своей стороны женщины стараются обрадовать своих ненаглядных мужей их любимыми блюдами. И, конечно,
не остаются обделенными и дети. И так мы всей семьей дружно и весело справляем наши праздники.
Быть может, на Шавуот на стол наших читателей наряду с привычными и уже давно ставшими любимыми блюдами подадут и следующие горячие молочные кушанья.

Псевдолазанья
Отварите 250 г лапши. Смешайте 100 г томатной пасты с солью, перцем и майораном (орегано) и двумя дольками чеснока. 500 г творога типа «коттедж» смешайте с яйцом и мелконарезанным зеленым луком. Слегка поперчите. В форму для выпечки уложите слоями лапшу-томатный соус-творожную массу (минимум 6 слоев). Запекайте в горячей духовке минут пятнадцать.

Фаршированные горячие помидоры
Из 10 спелых крупных помидоров удалите сердцевину, сохранив при этом их форму «чашечек». Обжарьте небольшую луковицу с содержимым маленькой банки нарезанных консервированных шампиньонов. Отварите четверть стакана риса. Смешайте жареные грибы, рис и сердцевину помидоров, посолите, поперчите и наполните этой начинкой помидорные «чашечки». Залейте сметаной и запекайте на смазанном противене 15 минут при температуре 225oС. Перед подачей украсьте веточками укропа или кинзы.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

После экскуpсии в деревню два гоpодских мальчика, восхищённые увиденным, возвpащаются домой.
Стаpший Моше говоpит матеpи:
- Мама - мы на феpме видели свинью, котоpая намного толще и жиpнее тебя!
Мать в истеpике, Младший Арончик тоже готов pасплакаться вместе с мамой, но пытается успокоить её:
- Не волнуйся, мама... Толще тебя нет ни одной свиньи на свете!

- Почему ты не веришь в Б-га?
- Как я могу верить в существование того, чего не видел своими глазами!
- А свой мозг ты своими глазами видел?

В избранное