Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom vechag sameach!


Праздник свободы
Песах. Евреи празднуют свободу. Праздник, когда в сердце каждого из нас пробуждается безграничная благодарность Творцу, за то, что Он вывел нас «из рабства на свободу, из порабощения на спасение, из горя в радость, из траура в праздник, из тьмы к великому свету!»
Так как же все-таки мы празднуем свободу? За шикарно накрытым столом, ломящимся от яств, с пышными пирогами и текущим рекою шампанским? Причем каждый веселится как душе его угодно?
Скорее совсем наоборот. Вместо того чтобы по советской привычке хорошенько расслабиться, выпить и закусить, мы читаем рассказ о порабощении нашего народа в Египте и о чудесном нашем избавлении, едим скудный «хлеб бедности» - мацу - и горькие овощи.
К тому же все строго регламентировано: когда что говорить, сколько мацы надо как минимум съесть и сколько вина (или виноградного сока) нужно как минимум выпить, когда поднимать бокал, а когда его опускать, как разложить основные компоненты Седера и даже в котором часу необходимо поспешно закончить трапезу. И это – праздник свободы?!
Дело не только в том, что для того чтобы стать по-настоящему свободным человеком, необходимо лично почувствовать вкус рабства. Как сказано в Агаде: «в каждом поколении человек обязан видеть себя, как будто он (сам) вышел из Египта».
Мы привыкли считать свободой полную «раскрепощенность»: что хочу то и делаю, когда и сколько хочу, и, вообще, никто мне не указ! На самом же деле такая «свобода» не только веет душком беспредела и вседозволенности, но и постепенно превращает человека в полного раба своих эгоистичных привычек, идущего на поводу своих страстей. А раб, как известно, антипод свободного человека. Более того, такой «свободный человек» чувствует себя глубоко несчастным, когда тот или иной внешний фактор мешает удовлетворению всех
его желаний, а почему-то эти внешние факторы встречаются на каждом шагу.
На иврите «седер» означает «порядок», полная противоположность беспредельной вседозволенности. Мы не просто «делаем, что хотим». Мы хотим делать то, что мы делаем. Потому что, мы твердно знаем, что именно нужно делать, чтобы стать по-настоящему свободными и достичь настоящего счастья.
Самым ярким символом Песаха по праву считается маца. Простые лепешки из пресного теста, теста, состоящего только из муки и воды без каких-либо добавок. Такое тесто не зависит от того, как поднимутся дрожжи. Также как не зависит оно от какой-либо сдобы, яиц, сахара, вина и других ингредиентов. Маца - независима от каких бы то ни было посторонних «внешних факторов». Поэтому именно она стала вековым символом праздника истинной свободы!
Итак, мы едим «скудный хлеб бедности» и горькую зелень. Время нашей пасхальной трапезы достаточно ограничено. Но все это никак не омрачает нашей радости, и мы от чистого сердца воздаем хвалу Всевышнему. Ведь наша радость не зависит от внешних признаков и критериев. А потому мы по-настоящему свободны. Свободны и счастливы!
Счастливого вам праздника!!!

Недельная глава «Цав»(«Прикажи»)
Большая часть этой недельной главы посвящена детальному описанию жертвоприношений и заповедям, касающимся в основном только коэнов. А также в ней рассказывается о церемонии начала подготовки Аарона и его сыновей к их предстоящей службе в Храме.


Увы, как часто мы даже не подозреваем, насколько наши религиозные ассоциации пропитаны духом христианских стереотипов. А ведь иногда в таких случаях речь идет о явных противоречиях с еврейским мировозрением. Возьмем для примера понятие «жертвы». Вот как определяет его толковый словарь В.И. Даля - «жертва - пожираемое, уничтожаемое, гибнущее, что отдаю или чего лишаюсь невозвратно…отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу, самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь, пострадавший
от чего-либо есть жертва причин этих…жертвовать – …не щадить, выдавать кого, что, лишать себя чего добровольно для пользы других или иных видов». Обратите внимание - сразу бросается в глаза негативный оттенок «лишения, отречения, страданий».
На иврите слово «корбан» (жертва) происходит от того же корня, что и прилагательное «каров» (близкий). Таким образом, основная цель жертвы не «оторвать от себя», не «безвозвратно лишиться», а стать связующим звеном, сближающим человека и Б-га. Принося жертву, еврей не «лишает себя чего-либо добровольно» для «пользы» некой абстрактной силы, а наоборот, приобретает для себя бесценный подарок - ощущение связи с самим Всевышним, связи, из которой он черпает бесконечный прилив сил, источник жизненной энергии и Его
постоянную поддержку в любой ситуации.
Все это очень красиво звучит, но возникают, по крайней мере, два серьезнейших вопроса. Во-первых, факт на лицо - человек, приносящий жертву, теряет при этом стоимость хотя бы того животного, которое сжигается на жертвеннике - разве это не потеря? А во-вторых, какая вообще существует связь между жертвоприношением и поддержкой Творца?
Попытаемся ответить на оба эти вопроса. Во-первых, сжигание животного на жертвеннике – очередной христианский стереотип. И хотя одна разновидность жертвы действительно полностью сжигалась (но как раз в этом случае достаточно было принести в жертву даже обыкновенного голубя), в основном жертвоприношение «по-еврейски» подразумевает (опять-таки в зависимости от разновидности жервты) поедание мяса жертвенного животного самим человеком и его приглашенными или священниками, лишенными, как правило, других источников
заработка, в торжественной обстановке в Иерусалиме. А подобные расходы мало чем отличаются от повседневных расходов на питание и налогов для малоимущих слоев населения. Тем более, что в любом случае душевный подъем получаемый человеком в результате жертвоприношений покрывает с лихвой все затраты, связанные с ними!
Что касается второго вопроса, все мы прекрасно знаем, что весь мир существует по законам физики и химии. Не все эти законы нам понятны, но, тем не менее, они действуют независимо от нашего понимания. Как это ни странно, но сила земного притяжения сущесвовала и задолго до того, как Ньютон открыл закон гравитации.
Точно так же и в духовном плане существуют свои законы, свои «химические» реакции, безупречно работающие вне зависимости от того, насколько глубоко мы их понимаем. И несмотря на то, что учеными еще не открыт духовный закон «перерабатывания энергии жертвоприношения в ощущение Б-жественного контакта», этот закон существует и действует, как существуют и действуют и все другие духовные законы и реакции, открытые нам самим Творцом.

Жемчужины еврейского комментария
Подготовка к Песаха в еврейском доме - это целое событие, поглащающее всех его членов на целый месяц, а то и более. Но если к внешней стороне праздника мы заранее столь тщательно готовимся, то не стоит ли заранее позаботиться и о его духовной стороне? Наша редакция попытается хотя бы частично взять на себя эту заботу. Итак, начнем, пожалуй.
Центральной частью первой, праздничной ночи Песах – Седера (в переводе – «проядок») – безусловно является чтение Пасхальной Агады: четко сформулированного нашими мудрецами рассказа о выходе евреев из Египта. В полную противоположность общепринятому правилу «начали за здравие, а кончили за упокой» (или в более современном пересказе «хотели как лучше, а получилось как всегда»), текст Агады построен по принципу «начинается с плохого, а кончается плохим». В этом – суть еврейского подхода ко всему происходящему.
Недаром еврейский день начинается с...вечера, как сказано «И был вечер, и было утро – один день». Мы твердо верим, что все неустойки, неудачи и несчастья в конце концов станут достояние прошлого и являются лишь прелюдией к свету, виднеющемуся в конце туннеля каждому, кто действительно хочет его видеть.
Все хорошее в празднике Песах – очевидно: что может быть лучше долгожданного выхода на свободу (о том, что такое свобода по-еврейски мы поговорим в наших следующих рассылках)? Но что-же это за плохое, с которого начинается наша Агада? С описания ужасов египетского рабства? Нет! Еще раньше! Намного раньше - «Вначале наши предки были идолопоклонниками... «Так говорил Г-сподь, Б-г Израиля: по ту сторону реки (Евфрат) жили отцы ваши издревле, Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили другим богам»».
Не кажется ли вам странным упрек наших предков в идолопоклонстве и вообще упоминания Тераха и Нахора в данной ситуации – в час когда мы празднуем фактически становление еврейского народа? Где еще мы слышали, чтобы афишировались истоки еврейской истории до первого еврея Авраама? И причем здесь Нахор?
Многие из нас заблуждаются, считая Песах не более чем днем национального рождения, а его ритуалы, как и все связанное с еврейской религией – не более, чем исторической традицией. Наверное, так было всегда, но на сегодняшний день данная тенденция заблуждения чувствуется особенно остро.
Вот именно против этого с самого начала и выступает Пасхальная Агада. Вы считаете сегодняшний праздник всего лишь данью прошлых традиций? С чего бы это? Если уж вспоминать о корнях, то ваши предки вообще были идолопоклонниками и родной брат нашего праотца Авраама так на всю жизнь и продолжил «традицию отцов», а уж кто решил, что «мы пойдем другим путем», так это сам Авраам! Так что разговоры о традициях здесь неуместны. Точно также как неуместны мнения о том, что целью Пасхального Седера является исключительно
воспитание будущих поколений. Как сказано, даже если на Седере не присутствуют дети, ведущий Седер обязан проводить его по всем правилам для остальных окружающих. Если же еврей находится в полном одиночестве, он все равно обязан провести Пасхальный Седер по всем канонам для...самого себя!
Мы празднуем Песах не как дань дряхлому прошлому, а потому что и сегодня, и завтра, и «в каждом поколении человек обязан ощущать, как будто бы он сам вышел из Египта». Мы соблюдаем Тору не как бремя, взваленное на наши плечи (и головы) нашими предками, а потому что это – наша жизнь!

Спрашивали? Отвечаем!

Недавно в редакцию поступил следующий вопрос из Ашхабада: сколько свечей должно быть у меноры и что это означает?

На первую часть вопроса ответ однозначен и прост – у Меноры было семь свечей. Именно поэтому ее нередко называют «семисвечником».
Что касается второй части вопроса, то тут необходимо для начала подчеркнуть несколько важных аспектов. Скажите, пожалуйста, что может символизировать тот факт, что сегодня на завтрак Вы ели, к примеру, манную кашу? Или, скажем, что символизирует голубая каемочка на Вашей тарелочке?
Есть вещи, к которым мы (совершенно справедливо) относимся как к само-собой разумеющимся, тогда как в других мы привыкли искать исключительно символический смысл. Область религии, как правило, в нашем сознании полностью соответствует этой второй, «символической» категории. Это вполне объяснимо, но не совсем корректно, а порой даже опасно.
Например, приближается праздник Песах, в течении семи дней которого евреям запрещено употреблять и даже просто держать у себя дома что-либо «квасное»(изделия из пшеничной, ржаной, ячменной, овсянной или полбяной муки). Известна, символика «квасного» как «дутой» гордыни, «дурного начала» и т.п, и, уничтожая остатки квасного, мы должны не забывать и о необходимости уничтожать той самой гордыни в наших сердцах. Однако, если еврей замкнется лишь на этой символической стороне заповеди, полностью проигнорировав ее
прямую, «формальную» часть, он не просто не выполнит, а попросту нарушит данную заповедь Торы.
Да, символика присутствует даже в каждой букве Торы, в каждом ее аспекте. Но, прежде всего, необходимо помнить, что эта символика никоим образом не должна затмевать собой явный, открытый смысл Торы. Тем более, что как у граненного алмаза, у Торы – 70 различных «символических лиц» и объяснений. И наши учителя рекомендуют относиться к разного рода «мистически-эзотерическим» открытиям не более как к «десерту» основной мудрости Торы.
Итак, у Меноры – семь свечей, потому что именно так заповедовал Всевышний. Ни больше, ни меньше. А теперь перейдем к...одному из семидесяти символических объяснений семисвечника.
Итак, Менора символизирует ту самую, основную Мудрость Торы. Здесь стоит упомянуть, что сделана она была из цельного куска золота с одним центральным стержнем и с тремя ветвями с каждой стороны, повернутых в сторону этого центрального стержня. Точно также и в отношении Мудрости Торы. В главе Лех-леха мы уже говорили, что иудаизм – религия индивидуализма. Здесь каждый ищет свой собственный, личный, подходящий себе путь. Каждый из нас выбирает свою ветвь. Но при этом нельзя забывать о том, что каждая ветвь, предполагает
свой собственный рост, свое собственное цветение, но...ни в коем случае не отклоняется от основного стержня – стержня 613 прямых заповедей Торы. И именно поэтому весь сложнейший механизм Меноры был создан из одного единого, цельного куска золота. Единые общие рамки, в которых каждый ищет свой личный путь духовного роста – вот один из секретов Меноры. Вот она – Мудрость Торы!

Женский уголок

Итак, продолжаем составлять питательное и разнообразное меню на неделю Песах, позволяющее соблюдать все диетарные законы этого строгого праздника, не нарушая при этом заповедь «и радуйся в свой праздник». Как известно, иудаизм отнюдь не требует от нас полного отрешения от материальных благ, а, скорее наоборот, поощрает получение максимальных удовольствий во всех сферах нашей жизни (естественно, включая питание), но в рамках дозволенного законом. И поверьте, все эти законы на самом деле, служат лишь на благо
самому человеку.
Стандартным заменителем крупяных каш на завтрак, как правило, являются сытные яичные блюда. Однако совсем не обязательно повторять эпизод из фильма «Одиноким предостовляется общежитие» («на завтрак – яичница, в обед – яичница, на ужин – омлет»). Ведь можно, к примеру, испробовать хотя бы следующий рецепт «пестрой яичной запеканки».
А вместо мучных блинов и оладей мы предлагаем вам изысканные блинчики из картофельной муки. Кстати, нарезав их на тоненькие полоски, в ваших руках - чудесная пасхальная вермишель! А дальше – фантазируйте сами!

Пестрая яичная запеканка
В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне.

Картофельные блинчики
Приготовьте тесто из трех столовых ложек картофельной муки, двух взбитых яиц, двух стаканов воды и пол чайной ложки соли. Выкладывайте тонким слоем на хорошо смазанную маслом небольшую сковородку и прожарьте с обеих сторон. Готовые блинчики идеально сочетаются с любой начинкой – мясной, молочной (творожной, сметаной, брынзой), рыбной и даже фруктовой.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

*
-Что это у вас маца такая твердая - просто откусить нельзя?
– Всегда Вы недовольны. Да если бы эту мацу дали евреям в Египте - они были бы от нее в восторге...
- Конечно, тогда она была еще свежая.

*
- Абрам, тебе не стыдно так ко мне относиться после того, как я отдала тебе лучшие годы своей жизни7!
- Ага. И получила в замен лучшие стpаницы моей чековой книжки!

В избранное