Одному из наших сотрудников в свое время довелось стать членом жюри в необычном конкурсе. Назывался он, если нам не изменяет память «конкурс дикторов». На сцену вышли 5 солидных мужчин. Их попросили закатать брюки до колен. Каждому из них дали по странице текста и попросили внятно и четко читать свой текст, не обращая внимания на то, что творится вокруг. Одно это зрелище пяти серьезных мужчин в таком нелепом виде, с сосредоточенным видом одновременно читающих разные тексты, не могло не вызвать взрывы хохота.
Но конкурс не закончился на этом. Ведь недаром на нем присутствовало жюри, членам которого надлежало оценить конкурсантов. И вот тут-то всех ожидал сюрприз. Ведущий конкурса обратился к членам жюри: «А теперь, господа, мы просим вас выбрать победителя. Итак, объявляем главный критерий для выбора – самые волосатые ноги!..»
Вряд ли кто-нибудь из наших читателей не знаком с девизом интелект-клуба знатоков, «Что наша жизнь? Игра!». Но разве можно представить себе какую-нибудь мало-мальски серьезную игру без заранее оговоренных правил? И неужели наша жизнь кажется нам игрой недостаточно серьезной, чтобы стать исключением из этого твердого правила? Не рискуем ли мы, не замечая, что творится вокруг, слишком углубляться в тот жизненный текст, который мы придумали себе сами и при этом еще и желать, в конце концов, быть за это оцененными
по достоинству? И если у каждого - своя личная, жизенная правда, то где найти те общие, правдивые критерии, по которым мы можем оценить результаты этой глобальной Игры? Неужели нас устраивает то положение вещей, при которых главным критерием человеческих ценностей внезапно может оказаться наша степень волосатости или любая другая сторона нашего сходства с животным миром?
Но, слава Б-гу, Всевышний не оставил нас, людей, без инструкций, и у самой серьезной и вечной игры есть серьезные, вечные правила. Для нас, евреев – это 613 заповедей Торы, для остальной части человечества – это 7 заповедей сыновей Ноаха. И только выполняя их, мы избегаем разочарований и неприятных сюрпризов. И только выполняя их, мы приближаемся к победе.
Недельная глава «Трума»
На этой неделе мы читаем недельную главу Трума, в которой рассказывается о собирании пожертвований еврейского народа на сборный переносной Храм и о подробных объяснениях Всевышнего на горе Синай о его устройстве во всех деталях и тонкостях.
Если до недавних недельных глав Тора, не дай Б-г, могла показаться несведующему читателю «детективно-историческим романом», то в последних главах наконец-то начал вырисовываться ее истинный характер – законспектированный свод еврейских законов.
Однако сегодняшняя глава вызывает, по меньшей мере, легкое недоумение: страница за страницей - скурпулезнейшее описание каких-то крючочков, ниточек, животных шкур и тканых покрытий (часть из которых вообще не была видна под внешним покровом), точные до дроби размеры различной храмовой утвари – простите, кому вообще все это надо?
Но в Торе нет ни одного лишнего слова. Да что там, ни одной лишней буквы! И если мы что-то в ней недопонимаем, причину следует искать лишь в недостатке наших знаний, но никак не в «несовершенстве» Святого Текста.
Наши источники говорят нам, что четыре сущности созданы по одной модели. Это – Тора, вселенная, Храм и человек. И постигая одно, мы автоматически начинаем лучше разбираться в другом. (Кстати, это частично отвечает на вопрос, зачем евреи учат Тору всю жизнь – чтобы лучше понять себя и окружающий мир).
Модель переносного Храма подобна модели человека. Внутри каждого из нас есть и жертвенник, и Ковчег Завета, светит огонь Меноры, существует Святая Святых…И, уделяя так много места детальному описанию устройства Храма, Тора фактически уделяет внимание духовному «строительству» человека. Надо только научиться расшифровывать намеки.
И неслучайно в иудаизме воспитание человека сравнивается с процессом строительства – личность необходимо строить «кирпичик за кирпичиком».
И точно так же, как ни фундамент, ни каркас здания, являющиеся, в сущности, его настоящей основой, не видны простому наблюдателю со стороны и кажутся ему совершенно бесполезными и даже излишними, некоторые заповеди Торы (вроде шабата или кашрута), непонятные нашему взгляду «наблюдателя со стороны» и кажущиеся второстепенными и нелогичными, зачастую совершенно непонятным образом являются основой становления цельной личности.
Поэтому-то Тора и упоминает о каждом крючке, о каждой ниточке, подчеркивая их исключительную важность в общем строительстве походного Храма, даже если под внешним покровом они не видны!
Жемчужины еврейского комментария
«И сделайте мне Храм, и я буду обитать внутри вас. И точно все как я тебе показываю - форму Храма и форму всех его принадлежностей – сделайте» (Шмот 25:8-9)
Гений еврейского комментария Раши поясняет, что второе предложение теснейшим образом связано с первым (на что указывает сам союз «и») и это –завет на века. То есть для того, чтобы Б-г был с нами, чтобы построить истинный Храм Творцу недостаточно опираться на собственную логику и ограничиваться абстрактной верой в сердце, а необходимо следовать точным указаниям самого Творца – Его 613 заповедям!
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.
Женский уголок
В приближении Пурима неплохо бы остановиться и на гастрономическом аспекте этого праздника. Тем более, что с едой связаны две заповеди, характерные для Пурима - обильное пиршество (именно пиршество, «миште Пурим», а не просто трапеза) и съестные подарки («мишлоах-манот», «шалахмонес» – как минимум два подарка, содержащие как минимум два готовых к употреблению в тот же день блюда каждый).
Обычно, первые кулинарные ассоциации, возникающие в связи с Пуримом это специальные пирожки «озней-Аман» («оменташи»). Но им мы надеемся посвятить нашу рубрику непосредственно в праздничном номере нашей газеты.
А сегодня поговорим о другом, быть может, менее распространенном и менее известном обычае Пуримского пиршества – подавать блюда из различных бобов. Дело в том, что, по традиции, именно богатые белками и железом бобы (а в частности хумус) заменяли Эстер, персидской царице еврейского происхождения, неукоснительно соблюдавшей кашрут даже во дворце, в окружении злейших антисемитов, мясные продукты.
Бобовая закуска
Отварите стакан смеси замоченных на ночь бобов (цветная фасоль,хумус и т.п.). Смешайте с обжаренными луковицей, морковью, 2-3 дольками чеснока , стаканом рубленных грецких орехов. Добавьте пучок зелени, соль, перец, паприку, 1-2 ложки кетчупа и четверть стакана воды. Протушите все вместе минут десять. Остудите.
Хумус в соусе болоньез
Отварите замоченный на ночь стакан хумуса. Между тем разогрейте в толстостенной сковородке 3-4 ложки растительного масла, добавьте туда пол-кило соленого мясного фарша, порезанную луковицу и зубчик чеснока и обжарьте со всех сторон. Вскипятите полтора стакана воды с половиной стакана кетчупа или томатной пасты, пол-чайной ложки перца, столовой ложки измельченной зелени кинзы или петрушки и залейте жаренный фарш. Тушите около часа под крышкой. Залейте горячим соусом хумус и сразу подавайте.
Над кем смеемся? Над собой смеемся!
На Привозе:
- Рабинович, что с Вами? У Вас болит сердце?
- Нет, я просто держу кошелёк.
*
70-е годы. Новый репатриант из СССР продолжает в Израиле читать советские газеты.
-Не могу читать израильскую прессу, - объясняет он. - В ней пишут, что в Израиле инфляция, коррупция, деморализация, и, вообще, Израиль накануне полного краха. То ли дело советские газеты! Читаешь и видишь, что Израиль - мощная держава, захватившая половину земного шара и собирающаяся захватить вторую!
Leilui nishmata shel Sheina-Mina bat Shmuel t.n.z.v.h.