При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Если вы хотите процветать" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Учиться, учиться и учиться! Начнем с анекдота. Заключенному пришло очередное письмо от жены. «Ну, что пишут?» вежливо поинтересовался его сосед по камере. «Да вот,» последовал удрученный ответ: «Сына оставили на второй год». «Какой позор для семьи!» В жизни каждого из нас важно научится соблюдать правильные пропорции, отличая главное от второстепенного. Давайте вспомним, сколько часов мы уделяли в свое время изучению географии и ботаники, тригонометрии и «отечественной» истории? А теперь давайте поднапряжем еще нашу память и вспомним, чем отличается синус от тангенса, что такое эпифора и метонимия, в каком году Адис-Абеба стала столицей независимой Эфиопии, а главное, как часто все это нам пригодилось в жизни. А с другой стороны, сколько времени мы уделяли науке «жизнь»? Какой парадокс! Неужели мы были настолько наивны, что полагали, что знания именно этой, самой сложной и самой нужной, науки придут к нам сами собой?! И хоть иногда мы сталкивались с фразами вроде «старших надо уважать, младшим надо помогать», вряд ли кто-нибудь делал «домашние задания» по подобным предметам и мало кто задавался вопросом: а как же это сделать наилучшим образом – ведь от этого не зависили наши оценки в дневнике. А ведь наверняка в душе и наши родители, и наши наставники в первую очередь хотели бы видеть в нас хороших людей, а не отличников и даже медалистов, ведь и мы, не правда ли, ждем того же от наших детей… Тора – не абстрактное знание. Ее цель – сделать нас лучше, и кому как не Творцу Мира известен лучший путь как добится этого? И потому Тора не ограничивается общими фразами «что делать», но и дает конкретные указания «как это сделать». А для того чтобы воплотить эти правила в жизнь необходимо учиться и учиться. Как сказал Гилель: « Не делай другому то, что не хочешь, чтоб сделали тебе. В этом вся Тора. А теперь иди и учись!» Недельная глава «Мишпатим» На этой неделе мы читаем главу « Мишпатим», содержащую 53 из 613 заповедей Торы. Главным образом речь идет о законах судопроизводства, выплате ущербов, а также о праздновании трех еврейских праздников – Песах, Шавуот и Суккот, обязывающих каждого взрослого еврея прийти в Иерусалим. «Если одолжишь деньги бедняку из Моего народа, не притесняй его и не бери с него проценты!», «Если в залог возмешь одежду ближнего, верни ему ее до заката!», «Если встретишь потерявшегося быка или осла твоего врага, обязательно верни их ему!», «Если увидишь осла твоего врага, склонившегося под ношей…помоги ему (врагу) разгрузить его (осла) вместе!», «Шесть лет засевай землю и собирай ее урожай, а на седьмой год – шмита, оставь ее (землю) и пусть едят бедняки из твоего народа, а остальное – съедят полевые звери, также поступай с твоими виноградниками и оливами!» «Ну что ж, превосходные советы для идеального общества, к сожалению, не применимые в современном обществе, где человек человеку волк» воскликнет часть наших читателей и…ошибется. Речь идет отнюдь не о полезных советах, а о заповедях Торы, обязанность исполнения которых лежит на нас вне рамок места и времени. «Так что же Тора хочет, чтобы мы были кроткими овечками, отданными на съедение волкам?»- задается справедливый вопрос. Отчасти, да, одно из типичнейших сравнений нашего народа в еврейских источниках – именно с овечкой. В частности приводится следующая притча. Овечка в слезах обратилась ко Всевышнему: «Б-же! Я такая беззащитная! Дай мне средство спастись от хищников, постоянно охотящихся на меня!» Тогда предложил ей Б-г на выбор острые клыки, когти, ядовитое жало или ветвистые рога. « Чтоб я нечаянно кого-нибудь забодала, укусила или ранила?! Уж лучше мне остаться беззащитной!» решительно ответила овечка. Тогда наделил Б-г овечку тончайшей шерстью и этим сделал ее нужной человеку, взявшему овечку под свою опеку. Так и еврейскому народу досталось лучшее «оружие» - заповеди Торы – и хотя мы лишены «когтей» и «клыков», соблюдая их, мы заслуживаем вечную опеку самого Творца! А чтобы не быть голословными, приведем два исторических факта: несмотря на то, что и войны, и засухи не были редкостью в Иудейском государстве, ни разу не вспыхнула война во время трех праздников, обязывающих всех мужчин покинуть свои дома, чтобы прийти в Иерусалимский Храм, и ни разу начало засухи не совпадало с годом шмиты! Не символично ли, что в наши дни, как только соблюдение даже святого Йом-Кипура стало формальностью (ведь сказано, что постящемуся в Йом-Кипур с намерением назавтра продолжать грешить как прежде, грехи не прощаются), в тот же день (кстати, в шабат) разразилась война? Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах «А если скажет раб: я люблю своего хозяина, свою жену и своих детей – не выйду на свободу! Его хозяин приведет его к судьям, и подведут его к двери или к мезузе, и проколет хозяин ему ухо и станет его рабом навсегда». Все повторится, хоть ты плачь, хоть ты кричи. Все повторится вновь. Таков закон природы. И бывший раб вновь обретенную свободу Продаст за сытные, хозяйские гроши. А что такого? Не позорным ведь клеймом – Серьгою в ухе будет он отмечен. И моды хоть закон недолговечен, Сегодня явно в моде быть рабом. Его ты передумать не проси – Полунасмешливой ответит он улыбкой, И будет славить он египетскую рыбку, И тосковать по матушке-Руси. Женский уголок Достаточно каверзный вопрос пришел к нам в редакцию: действительно ли иудаизм считает, что женщина – не человек? В своих записках в качестве первого примера вопиющей «невежливости» Пушкин приводит следующий пример: «в некотором азиатском народе мужчины каждый день, восстав от сна, благодарят Б-га, создавшего их не женщинами.» И как раз через несколько строчек после этого великий поэт переходит к обсуждению затронутой темы – человек ли женщина. Нетрудно догадаться, о каком именно «азиатском» народе прозрачно намекает Александр Сергеевич. Да-да. О нас с вами! Вот только почему-то прежде чем вывести свой вердикт по отношению к проблеме взаимоотношений полов в еврейской религии, классик не спешил разузнать, а за что же, «восстав от сна» благодарят Б-га еврейские женщины. Не желая повторять ошибки Пушкина, давайте разберемся, во-первых, за что именно евреи благодарят Творца по утрам, а во-вторых, что же все-таки в данной ситуации говорят наши дорогие женщины. Итак, благословение «за то, что Ты не создал меня женщиной» входит в длинный перечень благословений за различные блага жизни – возможность здраво мыслить, видеть, иметь хлеб насущный и т.д. и т.п. Казалось бы, все очень просто: с раннего утра мы благодарим Б-га за всевозможные материальные прелести жизни, в том числе и за то, что мы освобождены от различных домашних хлопот, от мук связанных с беременностью, родами и других «чисто-женских» проблем. Вывод – достаточно здравый, но не совсем еврейский. Итак, за что же именно благодарит еврей Создателя, едва проснувшись? Как ни странно, за возможность...выполнять максимальное количество заповедей. Так, по еврейскому закону, слепой освобожден от выполнения заповедей. Бедняк, стесненный в своих средствах, лишен возможности выполнять в полное мере многие заповеди Торы. Что же касается еврейских женщин, то они освобождены от повелительных заповедей, связанных с конкретным временем, благо у женщин – свой собственный, личный, жизненный цикл, свое «собственное» время, накладывающее на нее свои особые заботы. У них нет обязанностей надевать тфилин и цицит, жить в сукке, молиться в строго определенные часы и т.п. Наши же дорогие мужчины выражают свою признательность Творцу за то, что они не лишены сладкого бремени этой «дополнительно нагрузки». Но тут важно помнить, что каждая заповедь направлена на то, чтобы привести к исправлению тех или иных мелких дефектов, являющихся неотъемлимой частью каждого человека. Так вот, женщины, освобожденные от определенных заповедей, попросту не страдают теми дефектами, против которых направлены эти конкретные заповеди. И как вы думаете, какими словами благодарит женщина Б-га по утрам? «За то, что Ты не сотворил меня мужчиной»? Как бы ни так! Еврейской женщине не надо утверждаться через «отрицание отрицания». У нее есть нечто свое, позитивное, за что ей есть благодарить. Она благодарит Всевышнего «За то, что Ты сотворил меня по Своему желанию!» Она понимает, что именно в той форме, в которой она существует, она наилучшим образом соответсвует исконному замыслу Творца о том, кем должен быть Человек, независимо от того, является ли он мужчиной или женщиной. Ведь, как заметил все тот же Пушкин «Хорошая эпиграмма лучше плохой трагедии... Что это значит? Можно ли сказать, что хороший завтрак лучше дурной погоды?» Она понимает, что именно та роль, что уготована на ее долю, максимально подходит ей для реализации своего потенциала, своих личных, качеств. Понимает и благодарит! А теперь все-таки, что можно приготовить на хороший завтрак в дурную погоду? Попробуйте-ка следующее: Пестрая запеканка В 6 взбитых яйца добавьте 100 г сметаны, смешанной со 100 г тертого сыра. Добавьте также нарезанные кубиками морковь, картофель, красный и зеленый перец, помидор, по пол-стакана укропа и петрушки (или любой другой зелени) и нашинкованную маленькую головку лука. Посолите, поперчите, обжарьте минут 5 на сливочном масле, закройте крышкой и тушите еще минут 40 на небольшом огне. Десертный творог Разбавьте 250 г творога тремя ложками молока. Взбейте. Добавьте изюм, курагу, шоколадную крошку или орехи. Размешайте и подавайте. Над кем смеемся? Над собой смеемся! ...Владелец магазина Коган шлет телеграмму фабриканту Зильберштейну: "Ваше предложение принимаю. С уважением Коган". Телеграфистка советует: - "С уважением" можно вычеркнуть. - А Вы что, знаете Зильберштейна? - удивился Коган. - Мама, учительница сказала, чтобы завтра все пришли в школу в своих национальных костюмах. - Ты опять намекаешь на мою норковую шубу? |
В избранное | ||