Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Читайте классиков или не стоит благодарности!
Иногда мне кажется, что все наши проблемы возникают из-за того, что мы не слишком внимательно читаем классиков. Причем не только еврейских. Читай, к примеру, израильские политики басню Крылова «Волк на псарне», и, может быть, внешняя политика Израиля была бы несколько отлична от того, что мы имеем на сегодняшний день.
Мы же хотели освежить в вашей память другую басню этого классика, на первый взгляд судя по названию не совсем подходящую для рассылки на еврейскую тематику.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-
"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".

Интуитивно или нет, Иван Андреевич попал в самую точку еврейской мировозрения. Еврейские мудрецы говорили о последней исторической эпохе, эпохе последнего Эдомского (Римского) изгнания (той самой в которой мы живем) – от разрушения Второго Храма и до восстановления Третьего – эрой...свиньи. Явными признаками этого времени являются: во-первых – полная материальность (досыта поесть, поспать, а там уж видно будет), а во-вторых – почти абсолютная потеря причино-следственной связи в общем, и потеря из виду духовных
корней материальных явлений в частности. Нам трудно и поднять вверх глаза, чтоб рассмотреть источник плодов, которыми мы наслаждаемся, и оценить весь вред, который по незнанию (или нежеланию знать?) мы можем причинить своим поведением (типичный пример вариации вопросов на заданную тему: «Ну, кому станет плохо, если я зажгу телевизор в субботу?»).
Так стоит ли нам уподобляться поведению не самого кошерного животного на свете?


Недельная глава Экев («Вследствие»)
Глава Экев описывает евреям Землю Израиля и предупреждает еврейский народ о возможных проблемах слишком хорошей жизни.

Каждая недельная глава – цельный и гармоничный отрывок Торы. Как правило, ее начало и конец объединены каким-либо общим смыслом. Эта связь особенно остро ощущается в последней книги Пятикнижия, Дварим. Возьмем для примера сегодняшнюю главу.
Начинается она примерно со следующих слов - 'Вследствие того, что вы будете изучать и соблюдать законы Торы и действовать согласно им, Б-г будет сохранять с вами союз'. Почему примерно? Да потому что мы в очередной раз сталкиваемся с невозможностью точного перевода Торы, в котором каждое слово и даже каждая буква несут настолко многогранную смысловую нагрузку, на любой иностранный язык. Так первое слово «экев» одновременно переводится и «если, вследствии», и «пятка». Меня, как лингвиста по профессии, заинтересовало,
когда это слово впервые появляется в Торе. Практически в самом начале. О будущих взаимоотношениях Человека и Змея Тора высказывается так: «Он (человек) будет поражать твою голову, а ты (змей) будешь поражать его в пятку.»
Конечно, трудно представить себе, что максимально сжатый, законспектированный текст Торы будет настолько глубоко вдаваться в подробности «антропо-рептильных» отношений. Так постараемся немного углубиться в бездну комментариев и понять, что за аллегории стоят за всем этим, а для этого обратимся к нашим источникам. Итак, змей, внесший в человека яд сомнений – это наше так называемое «дурное начало», все наши дурные привычки, иллюзии и прихоти, мешающие нам порой посмотреть правде прямо в глаза. И как бы человек
не пытался «поразить их в голову», обращаясь к логике, здравому смыслу и голосу рассудка, у него все равно остается одно особо слабое место, своеобразная «ахилесова пята», и это место Тора называет пяткой. Пятка. Самая низшая точка человеческого тела, соприкасающаяся с землей. Обобщая, мы придем к выводу, что пятка – символ всего самого низменного, самого грубого, самого анти-духовного и анти-возвышенного.
А теперь давайте все-таки вернемся к текущей недельной главе. Итак, она начинается с той самой «пятки», со слова «экев». Но почему в данном контексте Тора выбирает именно это слово? Все дело в том, что те законы Торы, о которых здесь идет речь, это те самые законы, которые в повседневной жизни мы, образно выражаясь, «топчем ногами, идя на поводу у своего собственного змея». Далее, нам подробно описывается, на что именно мы можем рассчитывать, изменив подобную политику по отношению к законам Творца. В частности
и на то, чем заключается глава: «Каждое место, куда ступит ваша ступня, будет ваше, от пустыни и Ливана, от реки Ефрат и до Средиземного моря будут ваши границы». Если наша «пятка» перестанет «втаптывать в грязь» все святое и тем самым изменит свою низменную сущность, та же самая «пятка» обретет такую духовную силу, что даже земля, куда она ступит, станет обладать святостью, достойной Святой Земли.


Жемчужины еврейского комментария
«Соблюдайте все заповеди, которые Я тебе заповедаю сегодня ... потому, что земля, в которую ты входишь туда, чтобы унаследовать ее, не похожа на землю Египта, откуда вы вышли, где ты сеял и поливал посевы как зеленый сад...Если вы будете соблюдать заповеди.. Я дам вам дожди в свое время..» Дварим 11:8-14

Рашбам обращает наше внимание на характерную особенность Земли Израиля – она не орошается водными источниками, подобно каналам Египта, ответвляющимся от его центральной водной артерии – Нила. Она всецело зависит от дождей, иными словами – от воли небес. Поэтому-то эта земля несравненно хороша, в том случае, если евреи живут по-еврейски и несравненно губительна в противоположном случае.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.


Женский уголок
В нашей недельной главе в очередной раз Земля Израиль описывается как «земля, текущая молоком и медом». Так как по выражению одного хасидского лидера, евреи обязаны жить в духе времени – в духе недельной главы Торы, давайте внесем этот дух и на наш семейный стол!

Медово-молочный коктейль
На одну порцию: смешиваем 2 чайные ложки меда с тремя столовыми ложками молока, сырым желтком и столовой ложкой рома. Добавляем кубик льда и украшаем взбитыми сливками, посыпав рубленными орехами.

Мюсли
2 чайные ложки меда смешиваем с двумя столовыми ложками кипяченного молока. Добавляем 3 столовые ложки овсянных хлопьев и 2 столовые ложки рубленных орехов. Мелко режем как минимум три вида сезонных фруктов (яблоки, бананы, клубника, груши, апельсины, мандарины, киви, хурма и т.п. ), сбрызгиваем лимонным соком. Добавляем в хлопья и заливаем 2 стаканами молока. Даем настояться как минимум час.


Над кем смеемся? Над собой смеемся!
Посетителю в еврейском ресторане приносят счет. Тот углубляется в его изучение, и постепенно у него глаза вылезают на лоб. Он подзывает официантку:
- Послушайте, вы мне чего принесли? Вы только посмотрите! Закуска - 200 рублей. В меню ведь совсем не так было.
- Вы не волнуйтесь так! Это у нас традиция такая. Посетители платят небольшую наценку в пользу нашего Израиля.
- Ну ладно, я не против Израиля. Но это что такое - рыба фаршированная 300 рублей? С ума сойти!
- Я же Вам объяснила уже. Вы что, не хотите Израилю небольшую финансовую помощь оказать?
- Да я не против, в принципе. Но ведь это все границы переходит. Вино - 350 рублей?! Нет, довольно! Кто у вас тут начальник? Пригласите немедленно!
- Неугомонный Вы какой! Ну, как хотите. Израиль Семенович, Вас тут клиент спрашивает.

*
Советская действительность. Стоят два еврея, разговаривют. Подходит маленький мальчик и спрашивает:
- Папа, а кто такой Маркс?
- Как тебе сказать, сынок, Маркс - это такой человек, который лишил нас цепей.
- Абрам (обращаясь к собеседнику) - ты помнишь, какая y меня была золотая цепь!..

В избранное