До самой траурной даты еврейского календаря уже рукой подать! Нежелая вникать в подробности масштаба трагедий, постигших евреев девятого ава на протяжении всей истории, которые сегодня мы едва осознаем, для темы нашей сегодняшней беседы мы выбрали причины разрушения Храма. Почему? Да потому что сказано, что поведение каждого поколения, при котором неотстроен Храм, мало чем отличается от поведения поколения, за которое-то Храм и был разрушен!
И хотя даже Наполеон, случайно столкнувшийся с еврейским трауром девятого ава, воскликнул, что народ, который так искренне рыдает на протяжении стольких поколений о своем разрушенном Храме, не может рано или поздно не дождаться его восстановления, не будем забывать, что слезы – всего лишь первый этап расскаяния. А дальше – необходимо исправить те свои поступки, о следствиях которых мы так сокрушаемся. Итак, с чего же все началось?
«Из-за Камцы и Бар-Камцы был разрушен Иерусалим. Из-за петуха и курицы была разрушена область Тур-Малки. Из-за палки для царской колесницы был разрушен Бейтар,» говорит нам Талмуд.
В случае с Тур-Малкой и Бейтаром римляне случайно (или не совсем) вмешивались в устойчивые местные обычаи, за что евреи подняли бунт и потерпели жестокое поражение. История же с Камцой и Бар-Камцой – несколько другого толка.
У одного еврея был друг по имени Камца и враг по имени Бар-Камца. Однажды он устраивал гигантский пир, на который были приглашены виднейшие люди того времени, все мудрецы и законодатели, а также все близкие друзья, в том числе и Камца. Однако слуга немного перепутал и вместо Камци от имени хозяина пригласил на пир Бар-Камцу. Когда хозяин увидел своего недруга в числе приглашенных, он вскипел от злобы и хотел его немедленно выгнать вон. Бар-Камца взмолился, чтобы хозяин пощадил его честь и обещал оплатить свою
порцию. Тот отказался. Тогда Бар-Камца предложил оплатить половину расходов, или даже полностью весь пир. Хозяин остался непреклонен и на глазах у всех выгнал Бар-Камцу.
Бар-Камца оскорбленный тем, что ни один из всей плеяды мудрецов и духовных лидеров поколения не вступился за него, решил отомстить. Он обратился к римскому императору с ложным доносом на своих соплеменников. В качестве испытания лоялности евреев, Бар-Камца предложил императору прислать евреям в жертву животное, уверив его, что евреи отклонят его жертву. Император послал с Бар-Камцей откормленного теленка без малейшего изъяна, но Бар-Камца по дороге нанес теленку незначительное увечье, сделавшего теленка непригодным
для жертвы. Дальнейшие события развивались точно по плану Бар-Камцы и закончились осадой Иерусалима, осквернением и разрушением Храма и нашими страданиями, непрекращающимися до сегодняшнего дня.
Этот рассказ дает нам наглядный пример насколько жизненно важно дорожить честью ближнего. Причем равнодушие и безразличие к оскорбленным чувствам, к позору другого, даже когда унижение было нанесено не лично тобой, делают тебя соучастником преступления. Преступления настолько серьезного, что повлекло за собой разрушение Храма.
Но для чего начинать с параллели разрушения Иерусалима с разрушением Тур-Малки и Бейтара? Там речь шла о готовности евреев постоять за свои обычаи, а тут – о человеческих взаимоотношениях. Но именно это и подчеркивает всю трагичную абсурдность ситуации! Ведь за какой-то местный обычай, практически неимеющий никакого отношения к самой сущности Торы, евреи были готовы рвать на себе одежду, бросаться в бой и бороться до потери последней капли крови, а для того, чтобы спасти честь друга, за прямые заповеди Торы
«не стыди человека на людях», «вразуми своего друга справедливыми упреками, чтобы не нести ответственность за его грех» и, наконец, «возлюби ближнего как самого себя», они не пошевелили и пальцем?
Бар-Камца твердо знал, что даже мелкое повреждение века или губы жертвенного животного в глазах евреев делает его непригодным для жертвы, но почему же духовная слепота, нечуткость и нежелание вступиться хотя бы слово за обиженного, в их глазах перестали быть пороком?
Из-за безрассудной ненависти разрушен был Храм. И лишь такая же «безрассудная» любовь к своим окружающим, любовь без обусловленностей и без оговорок, любовь без сведения счетов и без личных интересов поможет нам отстроить вечный, Третий Храм! Да удостоимся мы увидить его воочию!
Недельная глава Дварим – краткое содержание.
На этой неделе мы начинаем читать завершающую книгу Пятикнижия – Дварим. Вся она состоит из предсмертной речи величайшего еврейского лидера всех времен – Моше-рабейну. Он начинает ее с повторения всего пройденного пути с момента выхода из Египта, со всеми грехами и ошибками, совершенными по дороге и с предупрждения, избегать подобные прегрешения в будущем. Эта одноименная первая глава-укор всегда выпадает на шабат перед девятым Ава.
Жемчужины еврейского комментария.
Одно из самых страшнейших и непонятных для европейского и еврейского мышления явлений современного Израиля – существование сотен арабов, готовых пойти на самоубийство с единственной целью унести с собой как можно больше еврейских жизней и искалечить как можно больше невинных жертв.
Однако, ничто не ново под Луной. Вот как комментирует звезда классического еврейского комментария Раши (рабби Шломо Ицхаки) следующую фразу сегодняшней недельной главы –
«Эморийский народ, населявший в ту пору эту гору, вышел на встречу вам и погнал вас, как это делают осы...» (Дварим 1:44)
А как же делают осы? В порыве ярости они жалят человека, одновременно со своим жалом теряя свою жизнь.
Кто же были те евреи, погибшие от рук эморийцев? Те, кто понадеялись на свою силу и мощь, желая войти в Израиль «здесь и сейчас», вопреки предупреждениям Творца, что в ближайшие 40 лет, подобные попытки не увенчаются успехом, что все это мнимое «возвышение», всхождение на гору по сути является лишь очередным падением.
По выражению праведника нашего времени раввина Ицхака Зильбера «Все сказанное в Торе, касается каждого из нас лично». Об актуальности этого комментария и в наши дни судите сами.